График и живописец Борис Владимирович Преображенский, ученик Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова, вспоминая о своем наставнике, говорил, что он «был ярким представителем нашей русской интеллигенции конца XIX века, но внешний вид сразу выделял его среди окружающих людей. За внешней суровостью ощущалась большая сила и скромность. Его можно было сравнить со скалой».
Внешне Иван Силыч был серьезным, мужественным человеком, но внутри — интеллигент, эстет, любитель старины. В ряде ранних работ он выступил утонченным художником, любующимся женской красотой. Во время ученичества в Академии художеств столицы Российской империи Горюшкин-Сорокопудов мог наблюдать всю пестроту художественной жизни рубежа веков.
При всей приверженности реалистической школе и уважении к авторитету передвижников в целом и Ильи Ефимовича Репина в частности, молодой художник не мог не почувствовать «дыхание» модерна, которое также оказало влияние на становление его художественного языка. Одним из ярких явлений в художественной культуре России конца XIX столетия стало объединение «Мир искусства», а также программный одноименный журнал, который начал издаваться в Петербурге с 1898 года. Это издание в своей изобразительной части тяготело именно к модерну.
В начале своего творческого пути Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов особенно ярко выражал эстетические ценности, близкие символизму и модерну, при этом его всегда вдохновляло прошлое. В числе его работ появились романтические костюмированные истории, в которых он увлекся экспериментами с цветом и поисками декоративной выразительности.
Полотна художника «Белые ночи», а также «Дама с
собачкой» тоже несли в себе нотки ретроспективизма. Иван Силыч
Горюшкин-Сорокопудов показал сюжеты, в которых дамы, внешне напоминающие его
супругу Клавдию Петровну, оказались одеты в наряды середины XIX столетия. В
своей изящности они отчасти вызывают сравнение с картинами
«мирискусников», в частности с полотнами Константина Андреевича Сомова. С этим
живописцем и графиком Иван Силыч проходил обучение в мастерской Ильи Репина.