Социалистическая революция побудила уже немолодого Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова эстетически переосмыслить произошедшие события. Живописец всегда интересовался современностью, он умело рассказывал о ней через призму истории и аллегории. Поскольку то, что происходило в стране, не умещалось в рамки исторического или бытового жанра, художник напряженно искал средства выражения новых тем.
Свидетельством творческих поисков стала масса эскизов, в которых разрабатывались необычные композиционные решения. В эскизе «Революция» художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов изобразил заснеженную равнину, по которой от заводов и фабрик идут с красными флагами колонны демонстрантов. К ним с пламенной речью обращается рабочий. Его фигуру мастер написал рядом со скульптурой сфинкса. У ног оратора — большая раскрытая книга.
Картина получилась наполненной символами. Иван Силыч использовал образ Сфинкса, чтобы подчеркнуть неподвластный осмыслению, сверхъестественный масштаб происходящего. Похожие поиски можно было увидеть и в картинах его современников. Например, в работе «Большевик» Бориса Михайловича Кустодиева и в произведении «Новая планета» Константина Фёдоровича Юона.
Средствами аллегории Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов хотел показать радостное движение масс навстречу свободе и знаниям. Символизм был характерен для искусства первых лет революции. В те годы многие мастера пытались выразить масштаб событий языком символов. Революцию саму по себе можно представить как Сфинкса, который, согласно легендам, задавал свои загадки, а тех, кто не мог на них ответить, убивал. Сфинкс предстает символом могущества и силы, которой стал объединившийся в революции народ.
Революционные сюжеты всегда волновали Ивана Силыча
Горюшкина-Сорокопудова. Еще в ранний период своего творчества он обращался к
таким мотивам в эскизах и набросках, остро реагировал на события революции 1905
года. В 1906-м художник даже участвовал в издании революционного журнала «Гамаюн».
На одной из страниц единственного номера была напечатана графическая работа
Ивана Силыча с убитым на фоне баррикад и красного знамени.