В 1902 году близился к окончанию срок обучения Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова в Императорской Академии художеств. В его мастерскую пришел его учитель Илья Ефимович Репин, который обратил внимание на эскиз исторической картины «Плач Ярославны» и посоветовал Горюшкину-Сорокопудову использовать его в качестве конкурсной работы. Тем сильнее было его удивление, когда ученик представил совершенно другие сюжеты.
Постоянные сомнения и выбор между современностью и прошлым привели к тому, что художник представил на конкурс два произведения: на историческую тему — «Угличское дело», на современную — «Концерт в Павловске». Этот пригород Петербурга произвел на него огромное впечатление, ведь там он услышал произведения Рихарда Вагнера, Иоганна Штрауса и многих других композиторов.
В итоге живописное произведение «Концерт в Павловске» стало дипломной работой Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Мастер выразил публику очень эмоционально. Образ главной героини был списан с супруги Клавдии Петровны. Иван Силыч сделал главный акцент именно на ее фигуре. Автор запечатлел момент антракта во время концерта в Павловске. Он написал молодых людей в цилиндрах, офицеров, кокетничающих с дамами.
Изначально «Концерт в Павловске» хранился в мастерской художника в Ивановке. Однако в 1954 году, после смерти мастера, картину перевезли в галерею вместе с другими работами автора. Долгое время холст не был обрамлен, а хранился на специальном валике. Посетители музея долгое время не могли увидеть это полотно Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Со временем потребовалась реставрация, ей занялась Ольга Константиновна Карасёва и студенты Пензенского художественного училища имени Константина Аполлоновича Савицкого.
Сложность реставрации этой картины заключалась в
том, что, пока она хранилась на валике, ее нижний край сильно
деформировался, а также подвергся воздействию влаги. В начале реставрационных
работ были обнаружены угольные зарисовки поверх красочного слоя. Возможно,
художник хотел что-то изменить в этом произведении. Реставраторы провели
укрепление красочного слоя живописного полотна и подвели грунт в местах утрат.