Отдельное место среди работ Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова с середины 1920-х и в течение 1930-х годов занял цикл исторических композиций, посвященных Владимиру Ильичу Ленину. Художник очень эмоционально рассказывал об этом в своем дневнике и отмечал особую важность реалистического искусства, нацеленного на передачу правды жизни и важнейших событий современности в правдивой форме.
Образ Ленина привлекал к себе внимание живописцев, скульпторов и графиков. Два с лишним десятилетия Иван Силыч упорно работал над этой темой, стремился воплотить в многочисленных эскизах подъем народных масс, который был вызван строительством новой жизни. В своем цикле русский и советский живописец рассматривал образ народного вождя, руководителя революционных масс, а также трагедию, связанную с его утратой. Ряд эскизов Ивана Горюшкина-Сорокопудова к теме «Похороны Ленина» в коллекции Пензенской картинной галереи наглядно это демонстрирует.
В произведении «Выступление Ленина», которое мастер завершил в 1930-х годах, среди красноармейцев Владимир Ильич Ленин порывистым движением прокладывает им дорогу вперед. Художник показывает его пылким и эмоциональным оратором.
Композиция динамична. Картина изображает момент, когда Владимир Ильич обращается с трибуны с речью к народу. Его крупная фигура четко читается. Внешность Ленина в картине производит впечатление волевой сосредоточенности. Крайняя подвижность его позы и лицевой мускулатуры делали его весьма трудной моделью для художника.
Вокруг трибуны, в заснеженном пространстве, мастер написал идущих и едущих в повозках под красными знаменами людей. На дальнем плане справа он условно изобразил технические сооружения, по центру просматриваются синие купола храма.
В целом весь этот цикл исторических композиций был
связан со стремлением живописца показать в них глубокую народность идей вождя,
его близкую связь с народом. Эти эскизы, чрезвычайно разнообразные по
композиции, внутреннему ритму и колориту, обнаруживают попытку художника дать
самостоятельное решение сложной темы. В них, несмотря на незаконченность,
ощущается душевная взволнованность художника.