В 1908 году художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов переехал из столицы Российской империи. Он обосновался недалеко от Пензы, в селе Ивановка, преподавал в Пензенском художественном училище. Сохранились фотографии художника вместе с учениками, которые были сделаны во время образовательного процесса. Среди прочих встречались и постановочные снимки в костюмах.
Иван Горюшкин-Сорокопудов был известен любовью к старине. Это проявилось в его любви к коллекционированию. Художник обладал значительным собранием старинных костюмов, предметов старого быта, часто использовал вещи из своей коллекции для костюмированных постановок. Сам Иван Силыч нередко наряжался в пышные русские костюмы.
Позже предметы из коллекции художника были переданы в Пензенскую картинную галерею, Пензенский государственный краеведческий музей и Пензенское художественное училище. На протяжении всей своей творческой жизни Иван Силыч неоднократно создавал изображения современников в исторических одеяниях. Он писал своих моделей в окружении утвари, икон, цветов и орнаментальных тканей.
Любование красотой древнерусского быта составляло главное содержание многих работ Горюшкина-Сорокопудова начала XX столетия. Полотно 1900-х годов «Молодой боярин» является примером такого портрета в историческом стиле. В нем чувствуется школа учителя Ивана Силыча — Ильи Ефимовича Репина.
Многие отмечали, что Илья Ефимович необычайно бережно относился к своеобразию творческих и технических исканий своих учеников. Так, своеобразие Горюшкина-Сорокопудова в пристрастии к историческим темам в яркой декоративности цвета было замечено и поддержано Репиным.
Автор выполнил погрудное изображение в профиль
вправо. На голове мужчины он изобразил шапочку, отделанную коричневым мехом.
Голова повернута в три четверти к зрителю. На картине художника юноша
выглядит как герой идеализированного мира. В манере написания костюма
ощущается повышенное внимание к контрастно звучащим тонам. Мастер усилил
яркость больших плоскостей, что стало средством создания настроения
праздничности. При этом картина, несмотря на яркие детали, не теряет
акварельной легкости.