Интерес к историческому прошлому России для Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова был неслучаен. Как и многие другие живописцы, например Андрей Петрович Рябушкин, Борис Михайлович Кустодиев, Иван Яковлевич Билибин, Николай Константинович Рерих, он стремился выразить душевную силу и красоту русского народа. Воспевая старую Русь, ее обряды и обычаи, Иван Силыч способствовал развитию интереса народа к ее истории и культуре.
После окончания обучения в Императорской Академии художеств Горюшкин-Сорокопудов много путешествовал по старым русским городам. В этих поездках он собирал материалы для живописных произведений. Красочность, патриархальность, яркость русской культуры — то, что неизменно вдохновляло художника во время его путешествий.
Приехав в Пензу в 1908 году, Иван Силыч принялся посещать губернские села, небольшие города, внимательно присматриваясь к жизни народа. Он изучал национальные костюмы, предметы быта. Именно в Пензе были созданы его основные исторические картины. Область интереса Ивана Силыча составляло преимущественно XVII столетие. Город, в котором он обосновался, был основан именно тогда и сохранил отголоски старины. В Пензе он наблюдал за жизнью людей современных и размышлял о том, как показать разные грани жизни людей прошлого, их традиции и повседневные моменты.
Живописное произведение «Божий суд» получилось довольно повествовательным. Название работы соответствовало активно применявшейся на Руси форме правосудия. Иногда такой суд проявлялся в виде поединка спорящих сторон. Считалось, что высшие силы обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Именно такую историю и попытался рассказать зрителю Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.
Он последовательно написал зевак, которые пожелали
увидеть поединок, даже разместил некоторых из них на крышах домов. На затянутом
красным сукном помосте восседает царь в окружении бояр и стрельцов. Читает указ
дьяк в зеленом кафтане. Седобородый богатырь прибыл на ристалище. Пегий жеребец
опустил белоснежную гриву. Нетерпеливо рвется в бой рослый парень в распахнутой
на груди кольчуге. Еще мгновение — и свершится Божий суд. Сложно сказать, каким
будет его исход, Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов оставил недосказанность в этой
драматичной мизансцене.