#3
Попов Л.В.
С красным светом
#5
#2
Еще во время учебы в Императорской Академии художеств отечественный художник-реалист Лукиан Попов использовал в своих картинах особый прием: создавал особые настроения с помощью света. В 1910-е годы Попов завершил картину «С красным светом» — одну из своих самых совершенных в этом смысле работ.
С первого взгляда можно подумать, что художник изобразил здесь дружескую встречу, которая затянулась до раннего утра — один из ее участников даже заснул за столом.
С первого взгляда можно подумать, что художник изобразил здесь дружескую встречу, которая затянулась до раннего утра — один из ее участников даже заснул за столом.
#4
Однако все пространство картины заполнено насыщенным, беспокойным красным светом — в оттенках от алого до малинового и пурпурного. Этим решением Попов завуалировал потайной смысл: во время реакционного застоя после Русской революции 1905 года в стране росло социальное напряжение и зарождались новые революционные настроения.
#7
Художник изобразил на полотне представителей разных социальных слоев — от супружеских пар до служилой интеллигенции, — чтобы показать, что революционное напряжение постепенно захватывает всех жителей страны. При этом нельзя однозначно ответить, поддерживал ли он революционеров: в 1913-м, в год 300-летия царствования Дома Романовых, он написал портрет императора Николая II для актового зала мужской гимназии.
#6
О художнике
#8
Попов писал острые социальные сюжеты в том числе из-за тяжелых детства и юности. Он родился в бедной крестьянской семье, сам заработал деньги для учебы в Петербурге, из-за нужды месяцами питался только вареным картофелем и был вынужден просить для себя бесплатное место в школе рисования Императорского общества поощрения художеств. Также с 1903 года он стал действительным членом Товарищества передвижников — художники этого объединения интересовались социальными проблемами.
Попов не всегда использовал свет для создания драматического накала, но часто — для передачи какого-то особого настроения. На картине «За письмом», которую он создал в конце 1890-х — начале 1900-х годов, тусклый свет лампады намекал на интимное личное послание. На полотне «Виолончелист» невидимый зрителю источник света акцентирует внимание на изящной форме музыкального инструмента.
#9
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
С красным светом
Время создания
1910-е годы
Размер
102x129 см
Техника
Холст, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться