#3
Осмеркин А.А.
Во дворе Эрмитажа
#4
#2
Отечественный художник Александр Осмёркин долгое время преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (ранее Императорская Академия художеств). Родился он в украинском городе Елисаветград (сегодня Кропивницкий), а позже жил в Москве, Киеве и Ленинграде. Художник был очарован северной столицей: с конца 20-х годов XX века постоянно писал архитектурные виды, реки и каналы, белые ночи и известных жителей. Картину «Во дворе Эрмитажа» он завершил в 1945 году — когда первый раз поехал в освобожденный от блокады город.
#5
Ленинград в творчестве Александра Осмёркина
#6
На полотне изображен внутренний двор между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем, в арке виднеются Дворцовая набережная и Нева. Осмёркин не мог представить Ленинград без его архитектурных памятников — в разные годы он писал здание Академии художеств, вид на Стрелку Васильевского острова, арку Новой Голландии. Однако художник всегда избегал натуралистической буквальности: Эрмитаж на этой картине узнается прежде всего строгой формой, очерченной колоннами и карнизами, а пышный декор написан бегло и почти схематично.
Впрочем, Ленинград Осмёркина складывался не только из архитектурных впечатлений. В 1927 году он написал реалистическую картину на революционную тему, «Красная гвардия в Зимнем дворце», а перед войной — портрет Анны Ахматовой.
#7
«Бубновый валет»
#8
Работая над полотном «Во дворе Эрмитажа», Осмёркин использовал очень яркие, энергичные цвета, в некоторых местах даже не разделяя их на тона. Эта манера, противоречащая канонам послевоенного советского искусства, напоминает об участии художника в авангардистском объединении «Бубновый валет» — его члены отрицали академизм и реалистическую манеру живописи. Осмёркин присоединился к выставкам группы в 1914 году. В это время он экспериментировал с модернистскими направлениями в живописи: в картинах «Дама с лорнеткой», «Дома и города», «Натюрморт с часами» он использовал однотонные цвета и необычную перспективу.
Художественная смелость поздних работ Осмёркина не осталась незамеченной: в 1947 из-за обвинений в формализме и пропаганде западных веяний ему пришлось отказаться от преподавания в Ленинграде и Москве. В последние годы художник вернулся к более традиционному искусству: за год до смерти, в 1952-м, он написал «Натюрморт с ходиками», выполненный в классической реалистической технике.
#9
Ученики
#10
Среди учеников Осмёркина множество известных советских живописцев: Иван Годлевский, Пен Варлен, Сергей Маркин, автор самого большого портрета Ленина Александр Тихомиров и многие другие. Художник-монументалист Александр Дейнека называл Осмёркина «человеком абсолютного живописного слуха» и Дон Кихотом от мира искусства, которого никогда не занимали практические мысли и «деляческие» вопросы.
#11
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Во дворе Эрмитажа
Время создания
1945 год
Размер
100x80 см
Техника
Холст, масло
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться