Портрет жены художника И.Р. Мехеда
Время создания
1897 год
Размер
76,5x60 см
Техника
Холст, масло
0
Открыть в приложении#3
Лукиан В.П.
Портрет жены художника И.Р. Мехеда
#4
#2
Российский художник Лукиан Попов родился в 1873 году в селе Архангельское, под Оренбургом, в бедной крестьянской семье. Первые уроки рисования ему давал художник-самоучка Иерофей Мехед, который держал свою иконописную мастерскую и фотографическое заведение. В автобиографии Попов позже писал, что у Мехеда он научился смешивать краски и располагать их на палитре, что ему «совершенно неожиданно очень и очень пригодилось». В его же мастерской будущий живописец впервые услышал об Императорской Академии художеств и решил туда поступить.
#5
О картине
#6
Во время учебы в Петербурге Попов иногда приезжал в Оренбург и писал портреты близких ему людей. В 1987 году он написал по отдельности Мехеда и его жену, Марию; оба портрета схожи по размерам и имеют много общих черт.
#8
Мария Мехед изображена сидящей, Попов будто бы писал ее снизу вверх — это сделало портрет немного приподнятым и даже монументальным.
#9
Однако за счет нейтрального фона с деревянными стенами дома и зеленью портрет Марии Мехед не выглядит официальным и постановочным.
Детальными мелкими мазками художник выписал лицо модели, ее руки и пышный ажурный шарф из вологодского кружева. При этом фон Попов оставил без мелких деталей, чтобы заострить внимание зрителя на образе Марии Мехед — задушевном, теплом, мягком.
#10
«Женщина с кольцом», 1900-е годы. Источник: Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Похожими чертами художник наполнял многие женские портреты, например полотна «Женщина с кольцом» и «Портрет жены в пестром платке», где он изобразил свою супругу, крестьянку Веру Попову (в девичестве Крючкову). В них есть и другое сходство с портретом Мехед — фон задает общее настроение картины и дополняет образ модели.
#11
В портретах Лукиан Попов всегда старался отразить внутреннее состояние своих героев. Художника интересовали психологические сюжеты: в картине «Горе» конца XIX — начала ХХ века показана женщина, которая, по всей видимости, переживает смерть мужа. Полотна «Луга затопило» 1908 года и «С красным светом» 1910-х годов демонстрируют, как в обществе нарастали недовольства после Русской революции 1905 года. Коллеги по Товариществу передвижников, куда Попова приняли в действительные члены в 1903 году, считали художника настоящим психологом.
#12
«Горе». Конец 1890-начало 1900-х годов. Источник: Оренбургский областной музей изобразительных искусств
#13
В 1912 году Лукиану Попову пожаловали звание академика живописи, он был известен не только в Оренбурге, но и в столице. Однако художник всю жизнь сохранял близкие отношения с первым учителем. В 1900-е годы он написал еще два его портрета — «Мехед за работой» и «Мужчина в черной шляпе». Последний портрет, «Этюд мужской головы», Попов завершил незадолго до скоропостижной смерти в 1914 году.
#14
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет жены художника И.Р. Мехеда
Время создания
1897 год
Размер
76,5x60 см
Техника
Холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться