Портрет жены в красном сарафане
Время создания
1908 год
Размер
120x68 см
Техника
Холст, масло
3
Открыть в приложении#3
Попов Л.В.
Портрет жены в красном сарафане
#4
#2
Художник Лукиан Попов был выходцем из бедной крестьянской семьи пахаря. Однако ему удалось закончить петербургскую Академию художеств. А вскоре после выпуска Попова приняли в действительные члены Товарищества передвижников — самого народнического художественного объединения России. Сюжеты из жизни простых людей всегда занимали важное место в его живописи. В позднем «Портрете жены в красном сарафане» 1908 года крестьянские мотивы соединились с образом его супруги, Веры Поповой.
#5
О картине
#6
«Портрет жены в пестром платке». Источник: Оренбургский музей изобразительных искусств
На нем живописец изобразил жену в типичном образе русской женщины из народа: она одета в традиционную одежду, в ее простом красивом лице узнаются крестьянские черты, а за спиной виднеются залитые солнцем крыши сельских домов. Художник тщательно и детально выписал лицо супруги. И наделил ее типичными, в его понимании, женскими добродетелями. Вера Попова выглядит доброй, скромной, женственной, ее глубокие голубые глаза наполнены теплотой и задумчивостью.
#7
«Женщина с лампой». Источник: Оренбургский музей изобразительных искусств
Попов не всегда писал жену с такой народнической экспрессией. К примеру, на «Портрете жены в пестром платке» 1901–1902 годов она также изображена в образе крестьянки, но в тихом зимнем пейзаже и без энергичных цветов. В работе «Женщина с кольцом» 1901–1904 годов он сделал акцент на ее спокойном характере, а на картине «Женщина с лампой» Попова и вовсе изображена в светской обстановке эпохи модерна, где ничто не выдает ее крестьянского происхождения.
#8
Современники знали Лукиана Попова как тонкого психолога-портретиста и внимательного бытописателя. В начале ХХ века он отражал на своих полотнах общественные настроения до и после Русской революции 1905 года. В ранней работе «Трое (Спор)» 1900-х годов он изобразил классовое столкновение, на полотне «Луга затопило» художник запечатлел неуверенность народа в своей судьбе в послереволюционные времена, а на картине «С красным светом» 1910-х показал смятение разночинной интеллигенции.
#9
1. «Луга затопило». 2. «С красным светом». Источник: Оренбургский музей изобразительных искусств
#10
Интересно, что в подростковом возрасте Попов был очарован исторической и пейзажной живописью. Первым полотном, которое художник написал маслом, стал портрет портрет Петра Первого. В автобиографии Попов вспоминал, что в конце XIX века на выставке передвижников в родном Оренбурге его «поразила» картина Федора Бурова «Петр III посещает Иоанна Антоновича в Шлиссельбургской крепости», а «Пейзаж с болотом» Ефима Волкова надолго остался в памяти из-за «удивительной передачи сырости и тумана».
#11
«Пейзаж с болотом». Ефим Волков. 1898 год. Источник: wikipedia.org
#12
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет жены в красном сарафане
Время создания
1908 год
Размер
120x68 см
Техника
Холст, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться