Русский жанровый художник Лукиан Попов родился в 1873 году в бедной крестьянской семье в селе под Оренбургом. Его детство было тяжелым. Отца Попова призвали в армию после введения всеобщей воинской повинности, с ранних лет ему приходилось много работать, чтобы хоть как-то помочь семье. Несмотря на бытовые трудности, он рано проявил интерес к искусству и впоследствии самостоятельно отправился в Петербург, где сначала поступил в рисовальную школу при Академии художеств, а в 1896 году перешел в Высшее художественное училище.
После окончания Академии в 1902 году ему пожаловали звание художника, а также пенсионерские поездки по Европе для знакомства с живописью западных мастеров. Вернувшись в Россию, Попов предпочел жить в родном Оренбурге. В своей живописи он чаще всего обращался к народным темам. Художник писал сцены из жизни села и размышлял в своих полотнах о судьбе разночинцев на рубеже XIX и XX веков. Не случайно уже в 1900 году, еще во время учебы в Академии, его работы экспонировались на выставках Товарищества передвижников, а в 1903 году художника приняли в действительные члены этого объединения.
Как и другие поздние прогрессивные передвижники, Попов особенное внимание уделял острым социальным проблемам. На полотне 1903 года «Где же истина?» художник изобразил спор разночинцев: в нем принимают участие молодой учитель и чиновник, за разговором следят мужчина средних лет и только что вошедшая гимназистка, у входа с отрешенным видом сидит седой священник. Год создания картины подсказывает, что люди обсуждают ситуацию в России в предреволюционные годы. Вероятно, они спорят о вере, незавидном положении народа, брожении в умах и кризисе нравов, грядущих переменах.
По этой картине невозможно определить личные симпатии Попова: всем участникам спора он уделил почти одинаковое внимание. Также здесь он использовал свой любимый прием: он детально изобразил лица людей, однако их фигуры написал кратко, обобщенно. Так художник акцентировал внимание на психологическом смысле полотна. При этом фигура центрального спорщика повернута к зрителю спиной — о его настроении и высказывании остается лишь догадываться по неуверенной позе.
После окончания Академии в 1902 году ему пожаловали звание художника, а также пенсионерские поездки по Европе для знакомства с живописью западных мастеров. Вернувшись в Россию, Попов предпочел жить в родном Оренбурге. В своей живописи он чаще всего обращался к народным темам. Художник писал сцены из жизни села и размышлял в своих полотнах о судьбе разночинцев на рубеже XIX и XX веков. Не случайно уже в 1900 году, еще во время учебы в Академии, его работы экспонировались на выставках Товарищества передвижников, а в 1903 году художника приняли в действительные члены этого объединения.
Как и другие поздние прогрессивные передвижники, Попов особенное внимание уделял острым социальным проблемам. На полотне 1903 года «Где же истина?» художник изобразил спор разночинцев: в нем принимают участие молодой учитель и чиновник, за разговором следят мужчина средних лет и только что вошедшая гимназистка, у входа с отрешенным видом сидит седой священник. Год создания картины подсказывает, что люди обсуждают ситуацию в России в предреволюционные годы. Вероятно, они спорят о вере, незавидном положении народа, брожении в умах и кризисе нравов, грядущих переменах.
По этой картине невозможно определить личные симпатии Попова: всем участникам спора он уделил почти одинаковое внимание. Также здесь он использовал свой любимый прием: он детально изобразил лица людей, однако их фигуры написал кратко, обобщенно. Так художник акцентировал внимание на психологическом смысле полотна. При этом фигура центрального спорщика повернута к зрителю спиной — о его настроении и высказывании остается лишь догадываться по неуверенной позе.