Женщина с зеленой лампой
Время создания
1900-е
Размер
56x45 см
Техника
Холст, масло
2
Открыть в приложении#3
Женщина с зеленой лампой
#4
#2
Российский художник-реалист Лукиан Попов после окончания петербургской Академии художеств получил возможность совершить пенсионерские поездки по Европе. Такие путешествия для молодых живописцев Академия оплачивала, чтобы они могли изучать зарубежное искусство. В 1902–1903 годах в музеях Дрездена, Мюнхена, Берлина и Парижа художник знакомился с работами старых мастеров. Еще со времен учебы в классе Владимира Маковского Лукиан Попов начал изучать свет в живописи. В 1900-е Попов написал множество работ, которые связаны с изображением разных источников света, «Женщина с лампой» — одна из картин этого периода.
#5
О картине
#6
Светящаяся керосиновая лампа с зеленым стеклянным абажуром здесь стала зрительным центром полотна. В полумраке написана жена художника, крестьянка из Воронежской губернии Вера Попова, мягкое свечение оттеняет ее задумчивое и немного печальное лицо. Изображая приглушенный свет, художник старался передать состояние покоя, уюта, погруженности в свои мысли.<div><br>Многое в этой картине указывает на годы ее создания. Попова одета по моде начала ХХ века: в черное платье с оборками на груди и воротником-стойкой, который украшен золотым шитьем. Рукава платья объемные и пышные в плечах, но сужаются у запястья, чтобы подчеркнуть изящество рук. <br></div>
Лампы с абажуром стали одним из символов эпохи модерна: в конце XIX — начале ХХ веков они были очень популярны в России. Даже композиция картины выполнена в духе своего времени: она фрагментарна, а рука героини аккуратно «обрезана».<div><br><div>Жену Попов чаще писал не в светских, а крестьянских образах: так она изображена на картинах «Портрет жены в пестром платке», «Портрет жены в красном сарафане»; проявились сельские мотивы и в работе «Женщина с кольцом». <br></div></div>
#7
1. «Портрет жены в пестром платке» 2. «Портрет жены в красном сарафане» 3. «Женщина с кольцом». Источник: Оренбургский областной музей изобразительных искусств
#8
Также Вера Попова часто становилась второстепенным персонажем жанровых работ художника. Например, именно ее художник написал за фортепиано на картине «Жених» и на переднем плане полотна «Луга затопило».
#9
«Жених». Источник: Оренбургский областной музей изобразительных искусств
#10
Попов совершенствовал технику работы со светом до конца жизни. В 1910-х он завершил одну из своих главных картин, в которой использован этот прием, — «С красным светом». В ней с помощью лампы с тревожным алым абажуром, также очень популярным в те годы, живописец не просто создал настроение, но спрятал от цензуры политический сюжет. За дружеской встречей, затянувшейся до утра, Лукиан Попов скрыл собрание оппозиционеров. Такие встречи — конечно, незаконные, были нередкими после Русской революции 1905 года.
#11
«С красным светом». Источник: Оренбургский областной музей изобразительных искусств
#12
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Женщина с зеленой лампой
Время создания
1900-е
Размер
56x45 см
Техника
Холст, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться