#3
Попов Л.В.
Трое (Спор)
#6
#2
Художник Лукиан Попов родился в 1873 году в бедной семье пахаря в селе под Оренбургом. В 12 лет он уже устроился работать в писчебумажный магазин. Однако, по воспоминаниям живописца, тогда он впервые «почувствовал первый бессознательный трепет к живописи» и начал брать уроки рисования у местного художника-самоучки Иерофея Мехеда. Попов сомневался, стоит ли ему всерьез учиться живописи.
#4
В автобиографии он писал:
«Это гамлетовское „быть или не быть“ сильно будоражило мои нервы… я чувствовал, что в моей шкуре быть похожим на благородно рефлексирующего датского принца, по меньшей мере, смешно».
#5
Крестьянское происхождение и годы бедности, вероятно, объясняли внимательность Попова-художника к людям и социальным проблемам. В 1900-х, еще во время учебы в петербургской Академии художеств в классе мастера жанровой живописи Владимира Маковского, он закончил картину «Трое (Спор)».
#7
О картине
#8
На ней Лукиан Попов изобразил оживленную дискуссию: молодой человек в изящном костюме спорит с парнем в простой повседневной одежде — скорее всего, демократом из народа.
Эту картину Попов написал в преддверии Русской революции 1905 года, когда в русском обществе нарастали социальные конфликты. Искусствоведы считают, что общественное напряжение художник продолжал отражать на своих картинах и в реакционное время — после революции. Например, полотно «Луга затопило» 1908 года посвящено зыбкому положению простого народа, жизнь которого зависит от множества факторов. А на картине «С красным светом» 1910-х годов Попов изобразил смятение русской интеллигенции, которая не видит выхода из социального кризиса.
Эту картину Попов написал в преддверии Русской революции 1905 года, когда в русском обществе нарастали социальные конфликты. Искусствоведы считают, что общественное напряжение художник продолжал отражать на своих картинах и в реакционное время — после революции. Например, полотно «Луга затопило» 1908 года посвящено зыбкому положению простого народа, жизнь которого зависит от множества факторов. А на картине «С красным светом» 1910-х годов Попов изобразил смятение русской интеллигенции, которая не видит выхода из социального кризиса.
#9
1. «Луга затопило». 2. «С красным светом». Источник: Оренбургский областной музей изобразительных искусств
#10
При этом Попова нельзя назвать политизированным художником: в разные годы он брался за заказные портреты знати и даже писал Николая II к 300-летию дома Романовых. Скорее, он занимал позицию бытописателя из народа, который отмечал в работах проблемы своего времени. Во многих его жанровых картинах конфликт полностью отсутствует: например, на полотне «Одухотворенный пейзаж» он изобразил монахинь на фоне окраинной церкви, а в поздней работе «Крепкий сон» написал спящих в поле крестьян.
Реалистическое искусство Попова ценили современники: в 1903-м он стал действительным членом Товарищества передвижников, в 1909-м его приняли в Общество художников имени Архипа Куинджи, а в 1912-м Академия художеств присвоила ему звание академика живописи.
#11
«Одухотворенный пейзаж», 1900-е годы. Источник: wikipedia.org
#12
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Трое (Спор)
Время создания
1900-е годы
Размер
62,5x41 см
Техника
Холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться