Еще во время учебы в петербургской Академии художеств Лукиан Попов начал участвовать в выставках Товарищества передвижников, а в 1903 году его приняли в действительные члены объединения. Вместе с художниками Сергеем Ивановым и Николаем Касаткиным он считался одним из самых прогрессивных поздних передвижников, которые особенное внимание в своем творчестве уделяли социальным проблемам. Тема переселения русских крестьян на рубеже веков — одна из центральных в живописи Лукиана Попова.
На картине «Переселенцы. Гроза» 1900-х годов Попов изобразил группу людей, которых в пути застала осенняя непогода. С помощью цветовых контрастов и композиции — грязная дорога тянется от нижнего края картины, зрителя будто бы втягивают в путь вместе с крестьянским обозом — он задал мрачный, трагический тон полотна.