Во время обучения в Императорской Академии художеств Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов занимался не только живописью, но и графикой. Искусству офорта он учился у русского художника, рисовальщика, гравера, академика и действительного члена Академии художеств Василия Васильевича Матэ.
Иван Горюшкин-Сорокопудов создавал сложные композиции, в которых проявилось стремление молодого художника высказаться о событиях жизни, выразить свое художественное суждение, подчеркнув определенное настроение и эстетическую мысль. Характерной работой этого периода стал офорт «Скрипач» 1902 года. Впоследствии это графическое произведение получило второе название — «Мечты». Автор нередко давал своим работам двойные названия.
Для произведения позировал товарищ Ивана Силыча художник Григорий Петрович Светлицкий, который умел играть на скрипке. Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов сделал несколько подготовительных набросков. Он пребывал в поиске настроения и композиционного решения. Сначала произведение было написано маслом, решение о создании офорта возникло несколько позже.
Эта работа Ивана Силыча была навеяна повестью Фёдора Михайловича Достоевского, сюжетную линию которого составила жизнь девочки по имени Неточка Незванова. Именно так русский писатель и назвал свое произведение. В начале истории девочка жила с матерью и отчимом Ефимовым, скрипачом, в каморке на чердаке большого петербургского дома. Одаренный, но высокомерный и грубый человек, отчим жил за счет жены, обвиняя ее в том, что она якобы загубила его талант.
Образ скрипача из этого произведения и попытался создать Горюшкин-Сорокопудов. На лице играющего, в глубоко запавших глазах чувствуются скорбь и тоска. Резкий свет, выхватывающий большой лоб и нервные руки, вырывает из мрачного офорта детали, создает сложное движение теней, которое аккомпанирует тревожно-лиричному состоянию скрипача.
Сосредоточенность облика музыканта вызывает
ощущение пронзительности мелодии, которую он наигрывает. Илья Ефимович Репин,
приехав к молодому художнику домой и увидев незаконченное произведение, сказал: