Трагическая тема революции поднималась в нескольких картинах Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Ранние его работы 1900–1910 годов рассматривали с разных сторон современные ему события. Среди них были такие произведения, как «Привезли зеркало», «Шлиссельбургская тюрьма», «Пленных привезли».
Тема, которую Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов рассматривал в ранний период своего творчества, не оставила живописца и впоследствии, когда спустя 26 лет он вернулся к ней, написав картину «Привоз арестантов». Образ Шлиссельбургской тюрьмы, который вдохновил художника на создание ряда полотен, был символом борьбы за свободу от угнетения.
Шлиссельбургская крепость являлась крупнейшей в центральной части Российской империи. Расположенная на небольшом острове в окружении мощных древних стен, она не знала удачных побегов. Тюрьма стала местом заключения еще в начале XVIII столетия, когда ее узниками были члены царской семьи, претенденты на престол, опальные царедворцы и вельможи.
В период русской революции узники Шлиссельбургской каторжной тюрьмы вышли на свободу. Закончилась двухвековая мрачная слава островной «Русской Бастилии». После этого жизнь в стране изменилась бесповоротно и навсегда.
Тема политических событий получила большой резонанс и отклик в работах Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова 1920-х и 1930-х годов. Картина живописца «Привоз арестантов» 1932 года эмоциональна по своему содержанию и выразительным средствам.
В зимний вечер к тюремным воротам подкатила повозка
на полозьях с арестованными. Солдаты выводят людей. Безучастно смотрят на
привычную сцену угрюмые часовые. В центре на фоне снега и кирпичной стены второго плана
расположилась фигура часового в тулупе и темной фуражке с винтовкой в руках. В синеве ночи ярко светит электрический фонарь.
Зеленоватые стены тюрьмы уходят вверх, подавляя своей тяжестью маленькие
фигурки арестантов. Живопись Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова в подобных
произведениях отличалась своим цветом, обобщенной трактовкой объемов, уходом от
подробной детализации к выявлению характерных моментов.