В 1911 году состоялась непродолжительная, но богатая впечатлениями поездка Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова в Европу. Она принесла русскому художнику массу новых впечатлений. Он знакомился с работами старых мастеров, их умением проникать глубоко в духовный мир человека. Особенно сильное впечатление живописец получил от работ испанца Диего Веласкеса, итальянских мастеров Тициана Вечеллио и Рафаэля Санти.
Путешествие по музеям, изучение европейских подлинников стало для Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова второй академией, предоставило пищу для творческих раздумий. Художника интересовала идея о том, как можно использовать находки старых мастеров и вплести их в свои работы. Собственные поиски Горюшкин-Сорокопудов не заканчивал никогда.
В 1910-х и 1920-х годах он работал над тематическими композициями, уделял при этом много внимания и портретному жанру. В картине «Девочка с яблоками» автор попытался передать жизнерадостный характер героини. В повышенной декоративности цвета Иван Силыч увидел средство выражения оптимистического восприятия мира человеком.
Мастеру удалась зеленая листва, которая оказалась похожа на причудливый орнамент. Этот фон Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов часто выбирал для портретов, многие из которых хранятся в собрании галереи. Дерево, усыпанное красноватыми яблоками, подчеркнуло оптимистичный настрой картины.
Автор выполнил поколенное изображение девочки в пестром фиолетовом платке, закрепленном под подбородком. На ней — белый передник, синяя юбка и серая кофта с длинными рукавами. На согнутой левой руке висит плетеная желтоватая корзина для яблок. Взгляд голубых глаз направлен на зрителя. На щеках портретируемой Иван Силыч изобразил румянец.
Глядя на картину Ивана Силыча
Горюшкина-Сорокопудова, можно вспомнить и жизнерадостные работы его друга
Федота Васильевича Сычкова. Этот художник также очень бережно относился к своим
моделям. Он стремился полнее дать представление об их душевном состоянии, что
проявлялось в тонкой моделировке лица, во внимании ко всем деталям облика.