Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

А.С. Пушкин

Время создания
1945
Место создания
Санкт-Петербург
Размер
200x150 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#1

Борис Валентинович Щербаков (1916—1995) —  советский, российский художник-живописец; автор картин на исторические, историко-революционные и современные темы, портретов современников. Родился 25 марта (7 апреля) 1916 года в Петрограде в семье известного русского художника Валентина Семеновича Щербакова (1881—1957), ученика И.Е. Репина, выпускника Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств мастерской Франца Алексеевича Рубо (1856—1928).

Борис Валентинович твердо решил стать, как и отец, живописцем. Сын унаследовал от отца не только талант к живописи, но и фантастическое трудолюбие. В 1933 году Щербаков поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. 

Художник пробовал себя в различных художественных жанрах. Им написаны сложные тематические картины, портреты, натюрморты, пейзажи. В коллекции Сочинского художественного музея имени Дмитрия Дмитриевича Жилинского хранится целый ряд пейзажных полотен кисти Щербакова, передающих широту просторов русской природы. Интересно, что более двадцати лет своей жизни посвятил Б.В. Щербаков работе над пейзажами, связанными с памятными литературными местами России, он занимался разгадкой концепта genius loci (гения места). И это не случайно: художник знает и любит классическую литературу, увлекается поэзией, сам пишет стихи. Помимо картин русской природы, в каждой серии представлены портреты писателей: Лев Николаевич Толстой изображен на берегу реки Воронки в Ясной Поляне, Иван Сергеевич Тургенев — в Спасском-Лутовинове, Александр Сергеевич Пушкин — в Михайловском; с большим интересом путешествовал художник по лермонтовским местам; работал в местах, где жил и о которых писал Михаил Александрович Шолохов.

В послевоенные годы творчество Щербакова характеризуется созданием ряда интересных тематических картин и значительных портретов. К ним относится полотно «Пушкин» 1945 года, созданное художником в период пребывания в Ленинграде, и представленное теперь в постоянной экспозиции «Русское искусство XIX  — XX вв.» нашего музея.

Перед Вами исторический портрет великого писателя. Александр Сергеевич изображен в пасмурный зимний день на берегу Невы, на стрелке Васильевского острова. На мостовой, покрытой рыхлым снегом, видны следы от колес кареты, сквозь затянутое свинцовыми тучами небо еле-еле пробивается солнечный свет. На заднем плане картины виден золотистый шпиль Петропавловского собора , покрытый снегом. В левой части полотна, у подножия Ростральной колонны, расположена величественная скульптура,которая была выполнена мастером Ф. Тибо и символизирует Неву.

Интересно, что Борис Валентинович дважды написал Александра Сергеевича в Петербурге, изображенного на Васильевской стрелке. Второй вариант был выполнен художником в 1949 году и хранится теперь в коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина Санкт-Петербурга. Облик Пушкина, представленного на портрете нашего музея, несколько отличается от варианта авторского повторения. Но их главное сходство — это характер Пушкина, который художник почувствовал и талантливо передал зрителю, погружаясь в биографию и творчество писателя. Образ Александра Сергеевича на полотне Щербакова овеян огромным обаянием и внутренним величием.

Характер поэта нашел своё особое отражение  в одежде. «…Ведь одежда, которую носит человек, — немаловажная деталь не только его портрета, но и его индивидуальной, и общественной характеристики…». На голове Александра Сергеевича высокий черный цилиндр, который позволял поэту казаться визуально выше; на плечи накинут воротник из меха, демонстрирующий статус и материальное благополучие своего обладателя; руки покрыты перчатками. Но наиболее важным штрихом к величественному портрету является великолепная тяжелая шуба, пола которой буквально распахнулась от шага героя, показывая тем самым меховую подкладку.

Александр Сергеевич держит в правой руке  деревянную трость с набалдашником. Набалдашник, материал и цвет трости имеют схожесть с реальной тростью А. С. Пушкина, в набалдашник которой была вделана пуговица с вензелем Петра I. По преданию, эта пуговица с мундира Петра Великого хранилась у А.П. Ганнибала, предка великого поэта. Сейчас трость хранится в Санкт-Петербурге в Мемориальном музее-квартире А.С. Пушкина. Трость поступила в музей в 1938 году, поэтому Б.В. Щербаков мог увидеть её во время подготовки к написанию картины и символично изобразить  именно её  на портрете Александра Сергеевича в Петербурге. На других портретах Пушкина кисти Щербакова («Пушкин в Михайловском». 1969 г. Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», Пушкинские Горы; «Пушкин вечером у озера». 1978 г. Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», Пушкинские Горы) мы также увидим данный атрибут. Известно, что на прогулки Александр Сергеевич отправлялся с тростью, их Пушкин коллекционировал. В коллекции писателя важное место занимали разнообразные деревянные трости с набалдашниками из драгоценных камней, и железные посохи. Видимо, для Бориса Валентиновича данный атрибут был неотъемлемой частью образа Пушкина.

Борису Валентиновичу всегда удавалось подчеркнуть главные психологические характеристики человека и отобразить его внутренний мир, даже если портретируемый — герой другой эпохи. В нашем портрете тонко переданы черты лица Пушкина. Его взгляд, устремленный вдаль, выражает глубокую задумчивость, возможно, даже душевную печаль поэта, тяжело переживавшего интриги Петербурга.

Напоминанием о кознях светского Петербурга и известности писателя в северной столице являются  фигуры дамы со спутником, размещенных у ограждения набережной Невы у верстового столба с фонарем. Александр Сергеевич, повернутый спиной к реке, не видит взгляда девушки, заинтересованно обернувшейся на поэта. Она одета в ротонду яркого синего цвета — женскую верхнюю одежду в виде просторной накидки, отороченную белым мехом и гармонирующую с шляпкой девушки. Возможно, она узнала известного поэта и потому отвлеклась от прекрасного зимнего вида с набережной Васильевской стрелки.

Преобладающая в картине холодная серо-коричневая гамма, сопутствующая беспокойному выражению лица поэта, трость, переданная художником в динамике — всё это создает общее настроение картины.


Лилианна Гоголина

Научный сотрудник Сочинского художественного музея им. Д.Д. Жилинского

#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

А.С. Пушкин

Время создания
1945
Место создания
Санкт-Петербург
Размер
200x150 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%