Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Дети в цветущем лугу у реки

Время создания
1893
Место создания
Россия
Размер
41x61 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1

Автор картины «Дети в цветущем лугу у реки» Иосиф Евстафьевич Крачковский (1854—1914)был невероятно харизматичным художником. Его первая большая персональная выставка в 1902 году была «удостоена посещением Их Императорских Величеств и Высочайших и Августейших особ». Император Николай II приобрел несколько работ мастера прямо с выставки и, конечно, после этого на художника, как из рога изобилия, посыпались заказы от русских коллекционеров всех сословий, но чаще от интеллигенции и аристократии. Чем же так восхитил императора стиль Иосифа Крачковского?


XIX век в России был почти целиком посвящён поиску национальной идентичности. Не только в литературе, но и в изобразительном искусстве, и в музыке творцы пытались описать «загадочную русскую душу», определить, какой он, русский человек, что его отличает от француза, англичанина и других национальных общностей. Картина «Дети в цветущем лугу», если рассматривать её под этим углом зрения, является почти образцовой. Художник выстраивает композицию таким образом, чтобы взгляд зрителя свободно проникал в картину с левой стороны, как мы читаем текст, и по линии реки двигался бы вдаль, созерцая бесконечный простор русских полей. Прекрасный летний день, ясное небо, дышится легко. Мы почти ощущаем, как от разогретой солнцем травы на переднем плане идёт пряный аромат, слышим гудение пчёл и стрекоз, ленивые перепевы маленьких пташек с милыми русским названиями — пеночка, коноплянка, овсянка, славка… В правой части картины в тени низких кустов расположились на отдых две девочки: та, что постарше задумчиво смотрит на реку. У той, что помладше, на голове красный платок, заботливо повязанный старшей сестрой в летний зной. Девочки о чём-то говорят, и кажется, ветер доносит до нас их звонкие детские голоса. Дальше по берегу реки мы замечаем лёгкий дымок от костра, возможно, это рыбаки, наловив с утра рыбы, готовят ароматную уху. За зелёным массивом растительности вдалеке виднеется православный храм с колокольней. Это одна из тех живописных церквушек, что всегда восхищают русских художников, откликаются в сердце русского человека. Этот храм по очертаниям удивительно напоминает церковь со знаменитой картины Василия Поленова «Московский дворик» (возможно, это омаж Крачковского великому русскому живописцу). На левом берегу реки взгляд заметит стог сена, в который так и хочется зарыться с головой, вдохнуть его душистый и терпкий аромат. Вся эта неповторимая уютная атмосфера «русской провинции», не оставляет нас равнодушными и сегодня. Публика неизменно в восторге от «чёткости» изображения на картинах Иосифа Крачковского, от высочайшей степени «прописанности» каждой травинки, каждого цветка, от тёплой палитры мастера, словно «впитавшей» солнечный свет. Надо сказать, в этом Крачковский последовательный ученик Михаила Константиновича Клодта, чья картина «Русская деревня» находится в одном зале с описываемым полотном. Природа в пейзажах Крачковского никогда не выступала воплощением сильных человеческих чувств и драматических переживаний, являясь исключительно отдыхом для глаза и души. В его пейзажах скромная красота русской природы приобретает нравственную ценность.


В заключение хочется сказать несколько слов о темпераменте Крачковского, который естественно созвучен его творчеству. «Решительный, увлекающийся, подвижный, удивительно добрый и отзывчивый, с ярким художественным темпераментом, он весь высказался в своих холстах, в своей манере, в изысканном рисунке, в любви к ярким тонам и густой светотени. Его страстная любовь к природе, благоговейное отношение к мельчайшим деталям объясняют многое в его творчестве. В своих картинах Крачковский часто отдавал предпочтение портретности в пейзаже, считая, что лучше природы не придумаешь, что случайности распределения масс зелени, облаков, красочных пятен так божественно прекрасны, что, дай Бог, чтобы хватило сил хоть немного приблизиться к ним», — писал о Крачковском архитектор Николай Фёдорович Беккер, тесть художника. Крачковский, по воспоминаниям современников, «был сухощавым молодым человеком в очках, аккуратным, элегантно одетым, похожим на свои нарядные, чистые ландшафты». Он всегда был общительным и приятным собеседником, у него было много друзей и поклонников. Влюблённый в жизнь, Иосиф Евстафьевич Крачковский оставил богатое наследие, его картины хранятся в государственных и частных собраниях по всему миру, радуя любителей пейзажной живописи.

#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Дети в цветущем лугу у реки

Время создания
1893
Место создания
Россия
Размер
41x61 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%