Картину «Бойня» Николай Фешин задумал в 1904 году во время поездки в Южно-Енисейскую тайгу, где он впервые увидел, как в деревнях забивают и разделывают скот. Это зрелище показалось ему очень живописным, и он сразу захотел написать натюрморт, но долгое время делал этюды и эскизы — и лишь спустя восемь лет приступил к работе над полотном. «Естественное отторжение… каждый раз меня останавливало. Теперь, когда я определился с идеей, я решил не обращать внимания на личную брезгливость. Кровь, жуткие глаза умирающих животных превращались в блестящие изумруды. Эффект глаз в окружении темной, залитой кровью обстановки настолько впечатлял, что я сделал их фокусом всей картины», — писал Фешин в своей автобиографии.
Неуловимая красота, проглядывающая сквозь откровенно антиэстетичный сюжет, — контраст, который постоянно привлекал художника. Две крайности — освежеванная туша (воплощенная смерть) и дети (как начало жизни) — расположены симметрично относительно центральной оси картины. Два мальчика слева занимаются надуванием бычьего пузыря, не обращая внимания на лужи крови кругом. Этот сюжет несколько снимает напряженность картины.
Контраст прослеживается и в цветовом решении: ярко выражены противоположность темного, тяжелого низа картины и светлого, облегченного верха, левой части по отношению к правой (дети и туша). В «Бойне» Фешин постоянно балансирует на очень тонкой грани. Ужасный смысл сцены не должен вызывать отвращение, а эстетика формы не должна заслонять трагичность сюжета.
Неуловимая красота, проглядывающая сквозь откровенно антиэстетичный сюжет, — контраст, который постоянно привлекал художника. Две крайности — освежеванная туша (воплощенная смерть) и дети (как начало жизни) — расположены симметрично относительно центральной оси картины. Два мальчика слева занимаются надуванием бычьего пузыря, не обращая внимания на лужи крови кругом. Этот сюжет несколько снимает напряженность картины.
Контраст прослеживается и в цветовом решении: ярко выражены противоположность темного, тяжелого низа картины и светлого, облегченного верха, левой части по отношению к правой (дети и туша). В «Бойне» Фешин постоянно балансирует на очень тонкой грани. Ужасный смысл сцены не должен вызывать отвращение, а эстетика формы не должна заслонять трагичность сюжета.