В Русском музее хранится большой эскиз картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Изначально художник планировал делать холст именно такого размера — около двух с половиной на полтора метра. Но затем Иванов пришёл к ещё более масштабному формату: размер финального варианта, который хранится в Третьяковской галерее в Москве, составляет 7,5 на 5,4 метра.
1 / 6
Явление Христа народу
Время создания
1836 – не ранее 1855 года
Размер
172x247 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
65
Открыть в приложении #5
#8
Иванов учился в Императорской академии художеств. Как и многих талантливых учеников Академии, его отправили в Италию, чтобы совершенствовать свои навыки. В Риме живописец копировал произведения Микеланджело в Сикстинской капелле, писал наброски на библейские сюжеты. Также он изучал Новый Завет.
Тогда и возник замысел масштабного полотна о первом появлении Иисуса Христа перед народом. Живописец выбрал эпизод из первой главы Евангелия от Иоанна. Иоанн Предтеча крестил людей в реке Иордан и, увидев приближающегося мессию, указал на него. Иванов называл этот сюжет «всемирным» — он считал момент судьбоносным для всего человечества.
#9
В своей картине художник тоже хотел показать буквально всех: на эскизе он представил людей разных возрастов, сословий, верований. За Иоанном Крестителем — будущие ученики Христа: молодой Иоанн Богослов, за ним Пётр, Андрей Первозванный и Нафанаил, которого называли «сомневающимся». Справа на возвышении — «грешники»: фарисейские иудеи-книжники, римские всадники.
#10
На переднем плане — пёстрая толпа людей, испытывающих самые разные переживания по поводу происходящего: надежду, радость, любопытство, недоумение. Человек в богатых одеждах отшатнулся от пророка почти с отвращением, а раб с верёвкой на шее счастливо улыбается сквозь слёзы, так как получил надежду на избавление. Как писал Иванов, «сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».
#12
В Риме художник познакомился и близко подружился с Николаем Гоголем, который работал там над своими произведениями. Гоголь помогал в разработке концепции картины и много писал о замысле живописца в своих письмах и статьях, благодаря чему об этом узнали в России. Черты писателя можно увидеть в ближайшей к Христу фигуре. А Иванов стал прототипом героя гоголевской повести «Портрет».
#13
Александр Иванов. Явление Христа народу. Фрагмент с портретом Николая Гоголя. Холст, масло. 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея.
#11
«Явление Христа народу» стало трудом всей жизни художника: он создавал его больше двадцати лет. Автор написал около шестисот набросков и этюдов, которые сами по себе были выдающимися живописными работами. В поисках характерных персонажей он объездил всю Италию; натурщиков искал в основном в синагогах и церквях, так как в храмах на лицах проявлялась особая глубина чувств.
Александр Иванов. Старик, опирающийся на палку, и мальчик, выходящий из воды. Бумага на холсте, масло. Между 1833 и 1857. Эскиз к картине «Явление Христа народу». Государственный Русский музей.
#14
В 1858 году Иванов вернулся из Италии в Петербург с долгожданной для публики картиной. Многие зрители и критики не поняли её: от художника ждали классического произведения на библейскую тему, но он сосредоточился не на фигуре мессии, а на психологизме остальных героев. Однако Александр II купил полотно, правда, уже после смерти автора.
Александр Иванов. Фигура Христа (поколенная). Бумага на холсте, масло. 1833–1857. Эскиз к картине «Явление Христа народу». Государственный Русский музей.
#16
#15
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Явление Христа народу
Время создания
1836 – не ранее 1855 года
Размер
172x247 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
65
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться