Картину «Эдип и Антигона» из коллекции Тюменского музейно-просветительского объединения написал русский художник Карл Павлович Брюллов в 1821 году. Создавал он ее одновременно с полотном «Раскаяние Полиника». Именно за эти работы Общество поощрения художников наградило живописца пенсионерской поездкой в Италию, куда он отправился вместе со своим старшим братом Александром. Таким образом, картину «Эдип и Антигона» можно считать своеобразной путевкой в Италию для братьев Брюлловых.
Композицию картины «Эдип и Антигона» Карл Брюллов в 1822 году перевел в литографию для альбома, который назвал «Литографические безделки». В наши дни он хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Литографию сравнили с картиной и подтвердили авторство.
Полотно отображает сюжет трагедии Владислава Озерова «Эдип в Афинах». Источником трагедии Озерова был не столько «Эдип в Колоне» Софокла, прототип всех позднейших пьес об Эдипе, сколько сентиментальная переделка того же сюжета, трагедия французского драматурга Дюси. Эдип — сын царя города Фивы и царицы Иокасты. Отец велел бросить своего ребенка в пропасть, поскольку ему предсказали гибель от руки сына. Но мальчика подобрали и воспитали пастухи. Когда он стал юношей, однажды в дорожной стычке случайно убил Лая, не ведая, что это его отец. Придя в Фивы, он разгадал загадку Сфинкса, тем самым освободил город от этого ужасного чудовища. В награду получил руку царицы Иокасты, не зная, что это его мать, и стал правителем Фив. Спустя 15 лет боги насылают на город мор. Оракул возвещает, что он прекратится, когда будет изгнан убийца Лая, и открывает Эдипу страшную истину. Иокаста от позора кончает жизнь самоубийством, вешаясь на своем поясе. В ужасе от содеянного Эдип ослепляет себя и отправляется в изгнание. Все отворачиваются от него, и только старшая дочь Антигона добровольно следует за отцом в его скитаниях, служа ему поддержкой и опорой. Трагедия Озерова повествовала о скитаниях отца и дочери.
Полотно было продано коллекционеру, имя которого осталось неизвестным. На долгое время след картины потерялся. После Великой Отечественной войны ее нашли в Ленинграде на чердаке одного из домов свернутой красочным слоем внутрь и значительно загрязненной.
Реставрацию поврежденной картины осуществили непрофессионально — слой живописи был смыт до подмалевка. Затем она была приобретена в частную коллекцию, а в 1959 году через Министерство культуры полотно было продано в Тюменскую картинную галерею.