Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Пушкин и его эпоха»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Александра Сергеевича Пушкина

Время создания
1836 год
Место создания
Российская империя
Размер
9,8x7,9 см
Техника
прессованный картон, масло
0
Открыть в приложении
#14

Впервые миниатюрный портрет А.С. Пушкина экспонировался на московской пушкинской выставке 1880 года, приуроченной к открытию памятника поэту. Портрет опубликован в альбоме выставки как работа Карла Павловича Брюллова 1836 года. Спустя 19 лет, в альбоме московской пушкинской выставки 1899 года авторство Карла Брюллова было поставлено под сомнение: около имени художника появился знак вопроса. В статье 1914 года пушкинист Николай Осипович Лернер назвал портрет «грубой подделкой» под Брюллова и «лжебрюлловским». С тех пор название «лжебрюлловский» закрепилось за миниатюрой.

В мае 1836 года Пушкин навестил в Москве приехавшего из Италии Брюллова, жившего у скульптора Ивана Петровича Витали, вылепившего в это время бюст художника. Из письма поэта жене от 14 мая 1836 года известно, что Пушкин отказался увековечить себя в изваянии:
#15

Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское моё безобразие предано будет бессмертию во всей своей мёртвой неподвижности.

#16

Возможно, Витали примеривался, каким должен быть бюст Пушкина, и советовался с Брюлловым, просил его о помощи. Брюллов, в свою очередь, дал свою художественную интерпретацию образа поэта.

Менее года спустя, после гибели Пушкина, Павел Воинович Нащокин, который приводил поэта к скульптору заказал Витали посмертный бюст поэта. В своей работе над бюстом Витали руководствовался как своими воспоминаниями, так и маской, снятой Самуилом Ивановичем Гальбергом, один из отливов которой получил Нащокин. Предполагается, что Витали использовал и выполненный Брюлловым по памяти миниатюрный портрет Пушкина. Есть общие черты между скульптурой Витали и миниатюрой: абрис головы, расположение прядей и завитков волос, пропорции лица, разрез глаз, форма губ. Есть ещё одна особенность, говорящая в пользу авторства Брюллова. По технике исполнения портрет написан не как миниатюра, а как станковое произведение.

После гибели поэта миниатюрный портрет Пушкина получил значение реликвии. Поскольку Витали и Нащокин, у одного из которых вероятнее всего находился портрет, жили в Москве, а Брюллов — в Петербурге, то скорее всего в память о работе художника и была выведена за него подпись красной краской поверх оригинала: «К. Брюлловъ».
#17
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Александра Сергеевича Пушкина

Время создания
1836 год
Место создания
Российская империя
Размер
9,8x7,9 см
Техника
прессованный картон, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Брюллов К.П. Коллекция работ

Портрет Е.П. Салтыковой
Портрет Е.П. Салтыковой
Государственный Русский музей
Портрет графа А.К. Толстого в юности
Портрет графа А.К. Толстого в юности
Государственный Русский музей
Портрет О.Н. Романовой
Портрет О.Н. Романовой
Челябинский музей изобразительных искусств
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
Государственный Русский музей
Смерть Инессы де Кастро
Смерть Инессы де Кастро
Государственный Русский музей
Распятие
Распятие
Государственный Русский музей
Последний день Помпеи
Последний день Помпеи
Государственный Русский музей
Христос воскресший
Христос воскресший
Государственный Русский музей
Автопортрет
Автопортрет
Государственный художественный музей Югры
Портрет Петра Алексеевича Оленина
Портрет Петра Алексеевича Оленина
Музей-усадьба «Приютино»
Сон монашенки
Сон монашенки
Государственный Русский музей
Эдип и Антигона
Эдип и Антигона
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Политическая манифестация в Риме
Политическая манифестация в Риме
Тамбовская областная картинная галерея
Портрет графини Ю.П. Самойловой с приемной дочерью Амацилией
Портрет графини Ю.П. Самойловой с приемной дочерью Амацилией
Государственный Русский музей
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Государственный Русский музей
Эскиз «Последний день Помпеи»
Эскиз «Последний день Помпеи»
Муромский историко-художественный музей
Портрет О.П. Ферзен
Портрет О.П. Ферзен
Государственный Русский музей
Итальянский полдень
Итальянский полдень
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет графа К.А. Поццо ди Борго
Портрет графа К.А. Поццо ди Борго
Радищевский музей
Вирсавия
Вирсавия
Государственный Русский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%