«Медный змий» Фёдора Бруни — выдающееся произведение академического искусства эпохи классицизма. Автор работал над ним много лет: первый эскиз он сделал в 1824 году, а закончил только в 1841 году. Размеры монументального полотна достигали 8,5 метров в ширину и 5,6 в высоту.
1 / 2
Медный змий
Время создания
1841 год
Размер
565x852 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
61
Открыть в приложении #2
#4
Сюжет художник взял из Ветхого Завета. Скитаясь по пустыне после изгнания из Египта, израильский народ начал терять веру и роптать. Разгневанный Господь наслал на людей смертельно ядовитых змей. Тогда иудеи стали просить о прощении, и Бог велел Моисею соорудить медного змея. Каждый, кто смотрел на монумент с «подлинной верой», оставался жив.
#5
Фигуры на переднем плане Бруни написал в натуральную величину. Он не выделил на холсте главного героя, а представил многофигурную композицию. Каждый образ автор прописал индивидуально и наделил своим характером и историей в общем повествовании. Несколько персонажей с надеждой устремились к столбу с медным змеем. Другие в страхе пытаются убежать, ищут у близких защиты. Многие оплакивают родных.
#6
В центре картины, на заднем плане, мастер запечатлел группу людей, сильно отличающихся от мечущейся, отчаявшейся толпы. Это пророк Моисей, его племянник — первосвященник Елеазар и левиты — священники. Их фигуры выражают уверенность, спокойствие, грозную силу, которая и карает, и несет избавление.
#3
Фёдор Бруни. Окончательный эскиз картины «Медный змий». 1839. Государственная Третьяковская галерея.
#7
Бруни родился в Милане в 1799 году, его настоящее имя — Фиделио. В Россию он попал в самом детстве, когда его отец, художник и реставратор Антонио Бруни, приехал на службу к Павлу I. Писать масштабное полотно «Медный змий» художник приехал на родину, в Италию.
Фёдор Бруни. Автопортрет. Холст, масло. 1813–1816. Государственный Русский музей.
#8
В 1836 году Бруни пришлось прервать работу над картиной ради службы в петербургской Академии художеств. Но через два года автор возвратился в Италию и продолжил писать. В Риме семья испытывала материальные трудности, потому что Николай I не сразу согласился платить автору жалование. Бруни писал:«Все ужасаются громаде её, особенно немцы, а мне… смешно. Были бы только деньги — и всё пойдёт».
#9
В 1841 году мастер закончил полотно. С большим успехом «Медного змия» выставляли и в Риме, и в Петербурге. Николаю I тоже понравилась картина, он купил её для Эрмитажа.
#10
Современники с самого начала сравнивали «Медного змия» с другой монументальной работой — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Художественный критик Александр Бенуа даже считал, что Бруни начал писать свою картину, «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова».
#11
Карл Брюллов (1799-1852). «Последний день Помпеи». Холст, масло. 1827-1833. Государственный Русский музей.
#12
Картины Бруни и Брюллова цитировали вместе, их размещали рядом в музеях: сначала в Эрмитаже, затем в Русском музее. Бенуа писал:
«Оба колосса русской живописи нашли себе место на одной стене <…>, как будто и действительно эти гиганты — парные между собой произведения.»
#13
«Медный змий» — самая большая картина в жанре исторической живописи в России. Площадь полотна составляет примерно 48 квадратных метров, а весит холст почти 70 килограмм. Это крупнейшая картина в собрании Русского музея.
#15
#14
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Медный змий
Время создания
1841 год
Размер
565x852 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
61
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться