13 июля 1944 года самолет старшего лейтенанта Девятаева был подбит под Львовом. Летчику удалось выжить, но он попал в плен. Потом был концлагерь: сторожевые вышки с пулеметами, ров, колючая проволока, ток высокого напряжения, часовые с собаками. 8 февраля 1945 года группе военнопленных под руководством Девятаева удалось захватить бомбардировщик и совершить побег из плена.
Это событие послужило основой картины Хариса Якупова «Полет на свободу. Подвиг Героя Советского Союза Михаила Девятаева».
Художник не случайно выбрал триптих: такая форма позволила емко рассказать о подготовке подвига, о его кульминации и завершении.
В левой части показан зловещий, полный насилия и жестокости мир концлагеря, где томятся военнопленные. Громада трубы крематория, отвесная стена здания-колодца, кроваво-красные пятна окон создают гнетущее ощущение.
Центральная картина триптиха изображает прорыв, разрушение этой цепи насилия — полет на свободу. Захваченный узниками самолет на глазах у фашистов взмывает в небо. Построенная по диагонали композиция с резко взлетающим самолетом, черные фигуры бегущих и стреляющих по нему немцев, контрасты холодных и теплых тонов неба и земли — все это создает особый динамизм и напряженность. Художнику удается раскрыть событие фактически без действующих героев: фигуры преследователей он отодвигает вглубь, участников побега и вовсе не изображает.
Правая часть триптиха проникнута пафосом победы. В сюжете с приземлившимся самолетом на родной земле эмоциональное напряжение наконец разрешается. Художник в поисках «правды жизни» обратился к сдержанной манере: формы предельно обобщены, пластика фигур жесткая, контур графичен, колорит построен на контрастных сочетаниях.
Как всегда, в центре внимания Якупова находится духовная сила героев, удивление их мужеством, стойкостью и непокоренностью, а не повествование как таковое и достоверность передачи событий.
Это событие послужило основой картины Хариса Якупова «Полет на свободу. Подвиг Героя Советского Союза Михаила Девятаева».
Художник не случайно выбрал триптих: такая форма позволила емко рассказать о подготовке подвига, о его кульминации и завершении.
В левой части показан зловещий, полный насилия и жестокости мир концлагеря, где томятся военнопленные. Громада трубы крематория, отвесная стена здания-колодца, кроваво-красные пятна окон создают гнетущее ощущение.
Центральная картина триптиха изображает прорыв, разрушение этой цепи насилия — полет на свободу. Захваченный узниками самолет на глазах у фашистов взмывает в небо. Построенная по диагонали композиция с резко взлетающим самолетом, черные фигуры бегущих и стреляющих по нему немцев, контрасты холодных и теплых тонов неба и земли — все это создает особый динамизм и напряженность. Художнику удается раскрыть событие фактически без действующих героев: фигуры преследователей он отодвигает вглубь, участников побега и вовсе не изображает.
Правая часть триптиха проникнута пафосом победы. В сюжете с приземлившимся самолетом на родной земле эмоциональное напряжение наконец разрешается. Художник в поисках «правды жизни» обратился к сдержанной манере: формы предельно обобщены, пластика фигур жесткая, контур графичен, колорит построен на контрастных сочетаниях.
Как всегда, в центре внимания Якупова находится духовная сила героев, удивление их мужеством, стойкостью и непокоренностью, а не повествование как таковое и достоверность передачи событий.
Здесь противопоставляются два мира, добро и зло, где добро как идея торжествует, даже когда физическая сила на стороне врага.