В 1941 году татарский художник Баки Урманче перебрался из Москвы в Алма-Ату: его пригласили участвовать в подготовке к 100-летию поэта Абая. Период жизни художника в Казахстане пришелся на военное время и был не простым, но вместе с тем плодотворным. Там он написал целую портретную серию видных деятелей культуры, среди них — портрет известной казахской танцовщицы Шары Жандарбековой.
Шара Жандарбекова, в девичестве Жиенкулова, завоевала широкую популярность исполнением танцев и песен. Народная артистка Казахстана не только исполняла роли в музыкальных спектаклях, но и сама выступала в роли хореографа. Для одной постановки она придумала и исполнила танец «Келиншек», который считается первым национальным танцем республики, положившим начало всей казахской хореографии.
Артистка много ездила по Казахстану, собирала фольклор, изучала местные традиции, внимательно наблюдая за бытом своего народа, будь то семейная трапеза в юрте или работа за ткацким станком.
Жандарбекова совершала поездки не только по Казахстану: филармонический ансамбль «Песни и танцы народов мира» под ее руководством гастролировал по всему Советскому Союзу и побывал во многих зарубежных странах. В этих поездках танцовщица продолжала исследовать местные традиции и собирать танцы и музыку к ним, а затем использовала все это для создания своих сценических образов.
«Вот исполняет она казахский танец, потом тут же перевоплощается, и это уже другой ритм, другая, скажем, уже индийская манера танца, и поет она на хинди, потом переходит к танцу китайскому, грузинскому, русскому, вьетнамскому…» — вспоминал выступления танцовщицы балетмейстер Заурбек Райбаев.
Урманче в своих портретах сумел устоять против веяний времени — не увлекся повышенной парадностью, поверхностной героизацией, схематизмом. Он сохранил глубокую правдивость и человечность в своем искусстве.
Шара Жандарбекова, в девичестве Жиенкулова, завоевала широкую популярность исполнением танцев и песен. Народная артистка Казахстана не только исполняла роли в музыкальных спектаклях, но и сама выступала в роли хореографа. Для одной постановки она придумала и исполнила танец «Келиншек», который считается первым национальным танцем республики, положившим начало всей казахской хореографии.
Артистка много ездила по Казахстану, собирала фольклор, изучала местные традиции, внимательно наблюдая за бытом своего народа, будь то семейная трапеза в юрте или работа за ткацким станком.
Из этих наблюдений, а порой и из мифов и сказаний рождались ее танцы. Так, например, родилось ее характерное узнаваемое переплетение рук.
Жандарбекова совершала поездки не только по Казахстану: филармонический ансамбль «Песни и танцы народов мира» под ее руководством гастролировал по всему Советскому Союзу и побывал во многих зарубежных странах. В этих поездках танцовщица продолжала исследовать местные традиции и собирать танцы и музыку к ним, а затем использовала все это для создания своих сценических образов.
«Вот исполняет она казахский танец, потом тут же перевоплощается, и это уже другой ритм, другая, скажем, уже индийская манера танца, и поет она на хинди, потом переходит к танцу китайскому, грузинскому, русскому, вьетнамскому…» — вспоминал выступления танцовщицы балетмейстер Заурбек Райбаев.
Для создания образа героини художник использует закономерности орнаментального искусства.
Складки яркого желтого платья ложатся в продуманном порядке, подчиненном ритму узоров ковра.
В этом же ритме расположены монеты и бляшки, сплошь покрывающие грудь и высокий казахский головной убор.
Урманче в своих портретах сумел устоять против веяний времени — не увлекся повышенной парадностью, поверхностной героизацией, схематизмом. Он сохранил глубокую правдивость и человечность в своем искусстве.