В этом произведении Конёнков затрагивает вопросы, которые достаточно сильно волновали и самого скульптора: вопросы религии и науки.
Перед нами великий ученый, на склоне лет подводящий итоги своим изысканиям. С одной стороны, вот он — череп, который напоминает о далеком предке по теории Дарвина, с другой стороны совершенно отрешенный взгляд ученого, который запечатлен в глубоких раздумьях, который совершенно не смотрит на «доказательство происхождения от обезьян», и который в конце жизни приходит к выводу: «В человеке есть нечто большее, чем простое дыхание тела».
Как это и принято в большинстве работ скульптора, особое внимание привлекают руки. В портрете Ч. Дарвина руки изображены в простом произвольном положении: одна рука просто лежит на столе, другая — на черепе. Ученый не держит в руках предмет, скульптор этим напоминает, что в последние годы ученый был настолько слаб, что ему даже приходилось из-за слабости разрезать книги на части, так как он не в состоянии был удерживать в руках толстый фолиант.
Впалые, болезненные глаза, подчеркнутые достаточно резкой чеканкой (шлифовкой), подтверждают, что ученый испытывал от болезни не только колоссальные физические страдания, но и душевные. В конце жизни он признался священнику, что из-за невероятной физической слабости все время чувствовал, что ему «непосильны глубокие раздумья о самом сокровенном, чем может быть полна душа человеческая».
Губы ученого подчеркнуто сжаты, напряжены, будто последние слова ученого: «Я нисколько не боюсь смерти» уже произнесены.