Маргарита Ивановна Конёнкова (1896–1980), урожденная Воронцова, жена скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Она стала его любимой моделью, «душой» его скульптур, предметом обожания и поклонения, помощником во всех делах и начинаниях.
История их любви началась в далеком 1916 году, когда приятель скульптора Петр Игнатьевич Бромирский показал Сергею Тимофеевичу фотографию знакомой девушки. На фотографии она была так прекрасна, что казалось произведением какого-то неведомого художника. Сергей Тимофеевич был потрясен и заинтересовался ею, и попросил встречи с этой девушкой. Ею оказалась Маргарита Воронцова, юная двадцатилетняя студентка юридических курсов В.А. Полторацкой. Они встретились в доме знакомого доктора, у которого жила Маргарита Воронцова. С первого взгляда сорокадвухлетний скульптор влюбился в девушку. Маргарита Ивановна и Сергей Тимофеевич поженились в 1922 году и прожили вместе более 50 лет, не расставаясь ни на один день.
На протяжении всей жизни Маргарита Иванова была верной спутницей, секретарем, вела переписку мужа. Во время заграничного пребывания Конёнковых в Соединенных Штатах Америки, Маргарита Ивановна играла большую роль в его жизни. Она была его менеджером, занималась проблемами продаж скульптур и поисков заказов, так как великолепно знала английский язык. Во время Великой Отечественной войны она занимала очень важный пост — была ответственным секретарем Общества помощи России. Кроме того, судя по мемуарам бывшего начальника Четвертого управления НКВД–НКГБ генерал-лейтенанта Павла Судоплатова, Маргарита Ивановна Конёнкова была советским агентом, работавшим под оперативным псевдонимом «Лукас».
Обладая прекрасной фигурой, она стала источником вдохновения для скульптора и являлась моделью для многих его работ: «Портрет Маргариты Ивановны Конёнковой» (дерево, 1918), «Портрет Маргариты Ивановны Конёнковой» (дерево, 1922), «Маргарита Ивановна Конёнкова» (бронза, 1927), «Магнолия» (дерево, 1932).
В экспозиции Смоленского музея представлен портрет Маргариты Ивановны Конёнковой, который был выполнен в США в 1934 году. Скульптор создает этот портрет в дереве. Эта работа глубоко лирична. Прелестное лицо, обрамленное густыми волнистыми волосами, на губах — легкая улыбка. Гладко обработанное дерево подчеркивает красоту и изящество милого женского лица.