Становление Александра Григорьевича Тышлера как художника совпало с расцветом русского авангарда в первой четверти ХХ века. Он не стал последователем какого-либо направления «нового» искусства, а создал свой оригинальный тип картины с совершенно определенным кругом тем, трактовок, с характерным цветовым и композиционным строем. Но это не означает, что авангард, так же, как и импрессионизм с символизмом, не повлияли на его творчество. Исследователи отмечают влияние творчества Шагала и Врубеля. Но на самом деле художник так органично, почти интуитивно синтезирует элементы кубизма, импрессионистическую туманность, символическую неопределенность, контрастность экспрессионизма, лаконичность примитивизма, что это не позволяет отнести его живопись к тому или иному «изму».
Будучи крупным мастером театрально-декорационного искусства, Тышлер многие годы отдал театру, но и театр органично вошел в образный строй его станковых работ.
Символичность, театральность, обобщенность, каноничность образа, монументальная устойчивость пластики и философско-романтическая наполненность — черты, присущие «Портрету дамы» так же, как и другим работам Тышлера, что соответствует его взглядам на проблемы станкового искусства. Ни одна картина Тышлера не является просто изображением — это всегда символ, знак того, что трудно выразить словами — мечта, страх, горе, радость, возможность, предвкушение.
Причем художник говорит не о конкретных чувствах и эмоциях, для этого образы его работ слишком статичны и безэмоциональны, как маски или куклы. Сюжет, если даже и присутствует, то играет лишь вспомогательную роль, как дополнительная краска для усиления впечатления или для более глубокого понимания философско-романтического явления-события-переживания, о котором решил поговорить автор. «Портрет Дамы» — настолько обобщенный образ, что даже не возникает вопроса о личности дамы, о какой-либо конкретике (возраст, профессия, характер). Сразу понятно, что это некая идея, принявшая форму дамы. Этот образ, постоянно появляющийся на полотнах художника, и в совокупности называемый исследователями «женскими образами-музами Тышлера», представляет один из канонов его творчества. Всегда узнаваемые, эти «музы» имеют отличие также канонического, т. е. обязательного характера — убранство головы. Это могут быть либо причудливые прически, либо (чаще всего) немыслимые сооружения на голове. В «Портрете Дамы» это трехпалубный корабль.
Будучи крупным мастером театрально-декорационного искусства, Тышлер многие годы отдал театру, но и театр органично вошел в образный строй его станковых работ.
В «Портрете дамы» обобщенный, кубизированный образ, да еще и с кораблем на голове, напоминает эскиз костюма к спектаклю или куклу-марионетку. Спокойная, можно сказать, монументальная пластика тела «дамы», устойчивый силуэт, напоминающий песочные часы, а также великолепный головной убор делают образ похожим на колонну или античную кору, поддерживающую фриз древнего храма, что позволяет говорить о синтезе живописи, скульптуры и архитектуры в пластическом строе картин Тышлера.