Творчество Виктора Марковича Мидлера остается малоизученной страницей истории отечественного искусства ХХ века. Замечательный живописец, график, талантливый искусствовед, он принадлежит поколению художников, которые, получив профессиональные навыки в дореволюционный период, начинают самостоятельно работать уже после Октябрьской революции 1917 года. В 1920-е годы, с энтузиазмом приняв происходящие в стране перемены, молодой художник активно включается в культурное строительство советской республики: по заданию наркома просвещения Луначарского инспектирует работу региональных художественных секций, в 1918–1923 гг., живя в Средней Азии, добивается реставрации самаркандских памятников, а возвратившись в Москву становится организатором и хранителем отдела новейшей русской живописи Государственной Третьяковской галереи.
Все это время, несмотря на широкий размах общественной деятельности, Мидлер работает и как художник. Весьма значимой для его творческого самоопределения оказалась командировка во Францию и Германию в 1927 году. Постепенно складывается творческое кредо мастера, приведшее его в группу «Четыре искусства». В произведениях Мидлера эстетические принципы этого объединения проявились в утверждении самоценности живописи, в стремлении любой сюжет рассматривать как повод для решения, прежде всего, внутрихудожественных задач.
Это стремление ощутимо и в его картине «Вузовка» (1935), представляющей характерный для своей эпохи образ молодой женщины, постигающей основы научных знаний. Живописец демонстрирует прежде всего социальную роль своей модели, не ставя задачи дать её глубокую психологическую характеристику. Одежда вузовки столь же типична для 1930-х годов, как и ее социальная роль: темно-синяя юбка и серо-голубая с белым воротничком футболка навевают мысль о занятиях спортом, так же активно поощрявшихся государством, как и получение высшего образования.
Крепкая фигура, загорелое лицо, широкие плечи, большие сильные руки женщины, кажется, подтверждают это предположение. В живописной манере картины Мидлера опыт усвоения творческих принципов «бубновых валетов» сочетается с характерными приемами импрессионизма.
В искусстве 1920-1930-х годов образовательная тематика была одной из самых актуальных. Дело в том, что для реализации планов форсированного индустриального развития страны советской власти требовалось большое количество квалифицированных специалистов, способных решать сложные технические задачи. Постепенно в обществе сформировался новый социальный тип образованного, активного и уверенного молодого человека, воодушевленного идеями строительства светлого будущего. Воплотить его в искусстве стремились многие художники, создавшие целую портретную галерею всевозможных рабфаковцев и вузовок.