В экспозиции представлен парадный «Портрет неизвестной в черном платье» кисти Константина Маковского, написанный в 1885 году. Он поступил в заново формирующийся после Сталинградской битвы музей изобразительных искусств в 1960 году из Третьяковской галереи: по приказу Министерства культуры СССР в музей передавали произведения из крупных музейных и выставочных организаций Москвы, Ленинграда, Саратова и других городов.
На картине Маковский изобразил женщину с веером из перьев, сидящую в мягком атласном кресле. На шее героини повязана зеленая лента, платье украшают кружевной воротник и цветы.
С правого плеча портретируемой спускается соболиное боа. Подобные шейные украшения из бархата, шелка и меха появились еще в эпоху Возрождения. Часто их декорировали золотым шитьем или драгоценными камнями. Боа из перьев или меха вошли в моду в начале XIX века и оставались популярны вплоть до 1914 года. В России их называли хвостами и считали украшением знатных дам, которое молодым девушкам носить неприлично.
Сын Маковского Сергей вспоминал, что художник писал подобные портреты, которые у него заказывали в огромном количестве, практически целиком всего за один сеанс позирования. Однако, чтобы его не заподозрили в халтуре, он еще месяц «доделывал» полотна.
Фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами успеха картин Маковского. «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству», — вспоминал художник.
Некоторые исследователи считают, что полностью феномен Константина Маковского сформировался именно в 1880-е годы, когда художник отошел от стиля передвижников и начал устраивать собственные персональные выставки. В период, когда был написан представленный в экспозиции портрет, Маковского больше интересовали не социальные темы, а живописные задачи. Он уделял особое внимание колориту: старался добиться на картинах чистоты и «звучности» цвета, естественности красок природы, прозрачности воздуха.
На картине Маковский изобразил женщину с веером из перьев, сидящую в мягком атласном кресле. На шее героини повязана зеленая лента, платье украшают кружевной воротник и цветы.
С правого плеча портретируемой спускается соболиное боа. Подобные шейные украшения из бархата, шелка и меха появились еще в эпоху Возрождения. Часто их декорировали золотым шитьем или драгоценными камнями. Боа из перьев или меха вошли в моду в начале XIX века и оставались популярны вплоть до 1914 года. В России их называли хвостами и считали украшением знатных дам, которое молодым девушкам носить неприлично.
Сын Маковского Сергей вспоминал, что художник писал подобные портреты, которые у него заказывали в огромном количестве, практически целиком всего за один сеанс позирования. Однако, чтобы его не заподозрили в халтуре, он еще месяц «доделывал» полотна.
Фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами успеха картин Маковского. «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству», — вспоминал художник.
Некоторые исследователи считают, что полностью феномен Константина Маковского сформировался именно в 1880-е годы, когда художник отошел от стиля передвижников и начал устраивать собственные персональные выставки. В период, когда был написан представленный в экспозиции портрет, Маковского больше интересовали не социальные темы, а живописные задачи. Он уделял особое внимание колориту: старался добиться на картинах чистоты и «звучности» цвета, естественности красок природы, прозрачности воздуха.