Константин Маковский написал портрет «Девочка» в 1880-х годах. К сожалению, мастер не прорисовал до конца левую руку героини. Исследователи склоняются к версии, что он бросил картину, когда заказчик решил не оплачивать полную цену работы. Тем не менее, мастерство Константина Маковского настолько отточено, что даже недописанный портрет его кисти является ценным.
Перед нами парадный портрет девочки, поэтому костюм и атрибуты подобраны тут с большой тщательностью. Художник изобразил малышку в голубом пышном платье. На боку наряда красуется большой бант, его широкая лента обмотана вокруг талии. На шее ребенка виднеется ожерелье. Константин Маковский успел хорошо проработать милое круглое личико героини — большие глаза доверчиво и внимательно смотрят прямо на зрителя. Об имени девочки и ее семье исследователям не удалось найти никаких сведений.
Константин Маковский жил с 1839 по 1915 годы. Ещё учась в Академии художеств, он за один сеанс написал портрет Александра II, и этим моментально завоевал популярность. Портреты у него заказывала и семья Романовых, и представители самых знатных дворянских родов — Юсуповы, Строгановы, Волконские. Мастер вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».
Крепкая академическая школа научила художника виртуозно писать фигуры людей, а свободные поиски творческого метода позволяли уходить за рамки академизма. Мастер создавал красочные и легкие полотна. Его работы отличались достоверностью фигур и бытовых подробностей, но при этом всегда впечатляли ярким колоритом, выразительным рисунком и эффектной композицией.
Даже близость с передвижниками не изменила манеру художника. Его картины на тему крестьянской жизни не поднимали острых социальных тем — в них сохранился оттенок «цветистого» салонного портрета. Его крестьянки не занимались тяжелым изнурительным трудом — художник изображал румяных барышень в народных костюмах на фоне красивых пейзажей.
Критик Александр Бенуа говорил о Константине Маковском: «Если кто из художников был популярен на Руси — то это именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки — то самое, что сближало художника со своим временем».