Иван Айвазовский написал картину «Пейзаж» в 1856 году. Он запечатлел вид на украинскую степь в сумерках. Справа вдали виднеется хижина, слева пасется скот. Теплые солнечные лучи багрянцем отражаются на спинах животных. Для пейзажа художник выбрал низкую линию горизонта. Таким образом он смог заполнить большую часть полотна небом и подчеркнуть его бескрайнюю глубину.
Иван Айвазовский больше известен своими морскими пейзажами. Но мастер писал не только марины — в его наследии есть картины с крымскими прибрежными городами, виды Кавказских гор, сюжеты на библейские темы. Иван Самарин, автор книги «Неизвестный Айвазовский», упоминал, что к так называемым «сухопутным пейзажам» художника подтолкнули события середины 1850-х годов. С 1853 по 1856-й годы шла Крымская война. Семью художника эвакуировали в Харьков, и Иван Айвазовский отправился туда к жене и дочерям. Под Харьковом «…его окружали пшеничные поля украинской степи, волнующиеся на ветру — такие же бесконечные и потому напоминающие море» — рассказывал Самарин.
Позже известный маринист не раз изображал степные виды с повозками чумаков, волами и далекими мельницами. В любых пейзажах, неважно, морских или степных, автор неизменно показывал природу величественной и неизмеримо большей, чем человек. В картине «Пейзаж» 1856-го года этот мотив хорошо заметен.
К 1850-м годам художник уже был зрелым мастером. Его творчество очень ценил император Николай I. Живописец Кирилл Лемох так рассказывал об отношениях художника с императором: «При путешествии по морю на колесном пароходе царь брал с собой и Айвазовского. Стоя на кожухе одного пароходного колеса, царь кричал Айвазовскому, стоявшему на другом колесе: „Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!“».
Благодаря императорской милости Иван Айвазовский немало путешествовал. Художник признавался, что только покровительство Николая I смогло помочь ему увидеть «лазурные воды и небеса Неаполя, прибрежья Адриатики, посетить две колыбели древних искусств, Рим и Византию, берега Леванта, острова Архипелага, скалы Афона».