Галерея портретов, выполненных Борисом Кустодиевым весьма велика и разнообразна. Каждый портрет — особое отношение к портретируемому. Портрет Н.И.Зеленской — не исключение. Высокая, стройная, голубоглазая женщина изображена на фоне открытого балкона, за которым заснеженные вершины гор — швейцарских Альп. Художник познакомился с моделью во время курса лечения в Швейцарии, в клинике доктора О. Ролье. Туда он приезжал дважды: в январе 1911 года всей семьей, с женой Юлией и детьми Кириллом и Ириной, и в 1912 году — уже сам, для продолжения курса. В городе Лейзене, где находилась клиника, была небольшая община русских, приехавших на лечение. Они активно общались друг с другом, устраивали музыкальные вечера, даже ставили инсценировки сказок. Кустодиев по мере возможности, участвовал в этих мероприятиях, как-то раз даже написал декорации к такой инсценировке.
Зеленская сразу приглянулась художнику своей необычной внешностью, удивительным цветом кожи, хрупкостью и подвижностью. Он просил ее позировать, она с неохотой — очень занята — согласилась. В портрете Кустодиев старался передать некоторое сходство и внутреннее единство между нежностью красок снежных вершин и оттенком лица изображенной женщины. Простая прическа из темных волос гармонирует с черным нарядом модели — блузкой с прозрачными рукавами, украшенной несколькими рядами небольших пуговиц, и плотной юбкой, туго обтягивающей фигуру. Художник использовал в портрете недавно найденный прием, к которому потом прибегал неоднократно — темный силуэт на ярком светлом, почти праздничном фоне. Эффектно и выразительно. Сам был он не слишком доволен. Темные дни не способствовали быстрому завершению работы. Зеленская торопилась уехать. Сам он работал с трудом из-за неудобного корсета, в который был затянут так, что и шею повернуть трудно: доктор Ролье считал это необходимым. Портрет был закончен уже в Петербурге. Почему он не был передан модели, трудно сказать. Возможно, потому, что в этот раз художник писал не по заказу, а по «движению души», для себя.
Портрет поступил в собрание Астраханской картинной галереи в 1929 г. в дар от жены художника Ю.Е. Кустодиевой (Ленинград).
Портрет поступил в собрание Астраханской картинной галереи в 1929 г. в дар от жены художника Ю.Е. Кустодиевой (Ленинград).