Фаворского увлекала идея, что искусство может стать естественной частью повседневности и одухотворять ее, окружая людей повсюду: в книгах, в росписях на стенах, в декорациях спектаклей. Эти идеи росли из накопленного опыта русского авангарда 1910-х годов и из мировоззрения мастера, которое отличалось глубоко этическими принципами. Его идеи стали ориентиром для многих советских художников, в том числе и для мужа скульптора Нины Жилинской — Дмитрия Жилинского. Он поддерживал с мастером близкую связь до последних дней.
Нина Жилинская запечатлела мэтра в 1964 году — в год, когда его не стало. Для создания портрета художница посещала его мастерскую. Вряд ли он позировал ей, но личное знакомство помогло мастерице выполнить эту трогательную работу. Она изобразила Фаворского простым тружеником: он занят ремеслом в окружении детей. Мастерица показала формы довольно обобщенно, без анатомической проработки и натуралистичных деталей. Поэтому сложно сказать, за каким занятием она его запечатлела. Можно только предполагать, что мастер делает книжную иллюстрацию.
Нина Жилинская в основном известна как график. Ее рисунки отличаются экспрессивной манерой письма: образы в них условны, угловаты, далеки от академического способа изображения. Она много времени посвятила и скульптуре, но в открытом доступе встречается мало ее работ. Скульптура с портретом Фаворского для Нины Жилинской тем более нетипична: другие ее скульптуры более метафоричны и свободны в пропорциях.
В год создания портрета художница была уже довольно опытным автором. В 1954-м она окончила университет и уже в 1960-м вступила в Союз художников. В Союз принимали тех мастеров, которые много и плодотворно работали, участвовали в выставках, брали заказы. Если делить творчество Жилинской на этапы, то эту скульптуру она сделала в конце первого этапа, в первое десятилетие самостоятельной работы.