Сын саратовского иконописца Павел Кузнецов увлекся эстетикой символизма еще в подростковом возрасте. Он, как и его саратовские друзья, скульптор Александр Матвеев и художник Пётр Уткин, вдохновился картинами мастера символизма Виктора Борисова-Мусатова, той таинственной красотой русской усадьбы, которую ему удавалось передать в работах. Позднее, во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, вокруг троицы сложилось студенческое сообщество, которое вылилось в союз «Голубая роза».
Еще будучи студентом училища, Кузнецов сблизился с Валерием Брюсовым и другими символистами, проиллюстрировал их журналы «Золотое руно» и «Искусство» и вступил в крупнейшее объединение модернистского толка «Мир искусства». Следуя за символистами, он часто стал обращаться к мотивам сна и миража, смешивать реальность зримого мира и недосягаемую мечту.
В 1907 году Кузнецов совместно с Уткиным и Матвеевым при финансовой поддержке Николая Рябушинского организовали первую выставку символистского объединения «Голубая роза». Название отсылало к голубому цветку из книги Новалиса как к образу недостижимого идеала. «Голуборозовцы» считали себя последователями Врубеля и Борисова-Мусатова, у которого они позаимствовали приглушенную пастельную гамму.
В 1911–1913 годах Кузнецов совершил несколько путешествий в заволжские степи и Среднюю Азию. Это время было счастливым периодом в его творческом пути. Он открыл новый мир: бесконечные пространства степей и пустынь, прямые линии горизонта и высокий купол неба, простые люди, испокон веков населяющие эту голую землю, их тихие стада овец и верблюдов, невысокие юрты. Поездки помогли художнику преодолеть творческий кризис и вылились в «степную» серию работ.
Еще будучи студентом училища, Кузнецов сблизился с Валерием Брюсовым и другими символистами, проиллюстрировал их журналы «Золотое руно» и «Искусство» и вступил в крупнейшее объединение модернистского толка «Мир искусства». Следуя за символистами, он часто стал обращаться к мотивам сна и миража, смешивать реальность зримого мира и недосягаемую мечту.
В 1907 году Кузнецов совместно с Уткиным и Матвеевым при финансовой поддержке Николая Рябушинского организовали первую выставку символистского объединения «Голубая роза». Название отсылало к голубому цветку из книги Новалиса как к образу недостижимого идеала. «Голуборозовцы» считали себя последователями Врубеля и Борисова-Мусатова, у которого они позаимствовали приглушенную пастельную гамму.
В 1911–1913 годах Кузнецов совершил несколько путешествий в заволжские степи и Среднюю Азию. Это время было счастливым периодом в его творческом пути. Он открыл новый мир: бесконечные пространства степей и пустынь, прямые линии горизонта и высокий купол неба, простые люди, испокон веков населяющие эту голую землю, их тихие стада овец и верблюдов, невысокие юрты. Поездки помогли художнику преодолеть творческий кризис и вылились в «степную» серию работ.