Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Карл Брюллов»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Автопортрет

Время создания
1849 (?)
Размер
64,1x54 см
верх – полуовал
Техника
картон, масло
Выставка
0
Открыть в приложении
#1

Поздний автопортрет Брюллова был создан в 1848 году, а два повторения были исполнены в 1848 и 1849 годах. Такое количество повторений свидетельствует о популярности портрета; и причина этой популярности, конечно, в том, что портрет выражал актуальную для позднего романтизма идею трагической судьбы художника. Художника вообще — в обобщенном смысле слова.


Дело в том, что автопортрет был написан Брюлловым после тяжелой болезни, непоправимо подорвавшей его здоровье; в 1852 году Брюллов умрет. 


Сам по себе образ болезни выступает настоящей аллегорией: романтизм открывает связь искусства и болезни — творчество и страдание сопричастны в том смысле, что страдания подтверждают подлинность творческого акта. 


Для романтизма сама постоянная расщепленность между болезнью и здоровьем делает художника художником. Болезнь — вне какой-либо медицинской конкретности — это, прежде всего, вызов к преодолению, и этот вызов, как говорили тогда, возвышает дух, провоцирует творческий порыв, обостряет чувство.


Отсюда и популярность этого портрета: дело не в том, что Брюллов создал автобиографическое произведение, а в том, что он аллегорически выразил одну из основных идей романтизма. 


Идейный характер портрета был ясен для современников. Уже в 1851 году поэт Дмитрий Ознобишин посвящает этому портрету стихотворение-экфрасис. 


Важнейшие строки стихотворения — о том, что именно болезнь делает взгляд художника особенно острым, прозорливым, как если бы художник лучше других видел истину, переживал «дивное прояснение мысли». А возвышающий вызов смерти буквально преодолевается, побеждается творческим актом, направленным, как пишет поэт, в вечность. 

#2

Как Прометей могучий, властью рока

Во цвете лет прикованный к скале 

Склонился он усталый; но упрека

Нет на устах, ни гнева на челе…

Открытый взор пронзает даль глубоко 

Он думою парит не на земле;

Восторг власы кудрявые взвевает,

И смерть над ним невидимо летает!..

Уже рука без силы опустилась;

Но бледный лик так светел, важен, тих,

Как будто мысль в нем дивно прояснилась:

«Я вечно жив в созданиях моих!

Недаром грудь призваньем светлым билась;

Удел искусств высокий я постиг!

Пусть жребием мне рок сужден суровый, 

Гляжу на смерть, как на венец лавровый!»

Д. Ознобишин
#3

Портрет Брюллова из собрания Русского музея — авторское повторение портрета 1848 года, сделанное учеником Брюллова (Лукашевичем?), исправленное и пройденное Брюлловым.


Портрет написан по просьбе графини С.А.Бобринской (урожденной Шуваловой) в то же время, когда Брюллов работал над ее портретом. Впоследствии автопортрет художника передан в дар Русскому музею сыном Бобринской, графом А.А.Бобринским. 


По свидетельству графини Бобринской, Брюллов написал руки и голову, а платье заканчивал уже Н.А.Лукашевич, который после отъезда художника в Италию и доставил портрет заказчице.

читать дальшескрыть

Автопортрет

Время создания
1849 (?)
Размер
64,1x54 см
верх – полуовал
Техника
картон, масло
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Брюллов К.П. Коллекция работ

Эскиз «Последний день Помпеи»
Эскиз «Последний день Помпеи»
Муромский историко-художественный музей
Портрет О.П. Ферзен
Портрет О.П. Ферзен
Государственный Русский музей
Портрет И.А. Бека
Портрет И.А. Бека
Радищевский музей
Портрет архитектора А.М. Болотова
Портрет архитектора А.М. Болотова
Вятский художественный музей
Портрет В.А. Корнилова на борту брига «Фемистокл»
Портрет В.А. Корнилова на борту брига «Фемистокл»
Государственный Русский музей
Портрет великой княгини Елены Павловны
Портрет великой княгини Елены Павловны
Художественная культура Русского Севера
Автопортрет
Автопортрет
Государственный художественный музей Югры
Апостол Петр
Апостол Петр
Ростовский музей изобразительных искусств
Последний день Помпеи
Последний день Помпеи
Государственный Русский музей
Затмение солнца
Затмение солнца
Новосибирский художественный музей
Итальянка у бассейна
Итальянка у бассейна
Дагестанский музей изобразительных искусств
Портрет А.П. Брюллова
Портрет А.П. Брюллова
Государственный Русский музей
Смерть Инессы де Кастро
Смерть Инессы де Кастро
Государственный Русский музей
Портрет А.П. Брюллова
Портрет А.П. Брюллова
Государственный Русский музей
Апостол Павел
Апостол Павел
Новосибирский художественный музей
Последний день Помпеи
Последний день Помпеи
Государственный Русский музей
Сон бабушки и внучки
Сон бабушки и внучки
Государственный Русский музей
Политическая манифестация в Риме
Политическая манифестация в Риме
Тамбовская областная картинная галерея
Христос воскресший
Христос воскресший
Государственный Русский музей
Итальянский полдень
Итальянский полдень
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%