Ольга Ферзен (1808–1837), младшая дочь графини С.В.Строгановой (урожденной Голицыной), в 1829 году сбежала из дома и тайно обвенчалась с графом Павлом Ферзеном.
Карла Брюллова и чету Ферзен связывали дружеские отношения, художник неоднократно писал портреты супругов, в их коллекции имелись его произведения.
В марте 1835 года Ольга Ферзен отправила Брюллову из Неаполя письмо, в котором выразила надежду, что художник навестит их семью перед своим путешествием на Восток. Ольга Павловна гостила в Италии у своей сестры, светлейшей княгини Е.П.Салтыковой.
Графиня Ольга Фрезен, в нарядном костюме, украшенном синими лентами, изображена верхом на ослике. По узкой горной тропе она направляется с визитом в монастырь. Волосы аккуратно убраны в прическу, голову украшает венок.
Брюллов мастерски передает благородный, серьезный и задумчивый облик модели, к которой испытывает искреннюю симпатию. Ему удается запечатлеть ее аристократическую внешность, тонкие и правильные черты лица, ум и душевную глубину.
После того как Ольга Ферзен внезапно скончалась от болезни два года спустя, в возрасте 29 лет, эта акварель послужила основой для ретроспективного портрета, написанного Брюлловым в 1838 году (портрет хранится в Третьяковской галерее).
Акварель относится к «итальянскому жанру», объединяющему камерный портрет с элементами жанровой сцены и пейзажа, и призванному стать воспоминанием о поездке.
Фигуру на ослике с двух сторон обрамляют ветви деревьев, украшенные листьями разной формы. Несмотря на то, что героиня находится в движении, от произведения веет спокойствием, умиротворением и благодатью.
Исполненная с классической ясностью, работа в то же время пронизана романтической идеей единения человека и природы.