Сын известного российского дипломата, археолога и библиографа, Василий Дмитриевич Поленов стал одним из наиболее ярких представителей плеяды русских художников-передвижников. Мать будущего живописца тоже не была далека от искусства: несмотря на то что на ней лежали заботы по дому и по воспитанию детей, она увлекалась музыкой, рисовала и даже написала несколько детских книг. Поэтому удивительного в том, что Василий Дмитриевич очень рано увлекся рисованием, нет.
Ранние годы будущего живописца прошли в Петербурге, а в 1854 году, в возрасте десяти лет, родители привезли его в свое имение Имоченицы в Олонецкой губернии. Картины вепсской природы произвели на юного художника огромное впечатление, и позднее тема пейзажа стала в творчестве Василия Поленова одной из основных. Практически все искусствоведы подчеркивают влияние этого мастера на развитие русской пейзажной школы.
Получив блестящее и разностороннее образование, молодой человек мог бы сделать неплохую карьеру на разных поприщах, но он сознательно отказался от государственной службы и всецело посвятил себя живописи, искусствоведению и изучению истории. В полотне Поленова «Баальбек. Развалины круглого храма» соединились все три увлечения художника.
Написанный в 1882 году, этот небольшой по размерам этюд входит в серию произведений 1881–1882 годов, созданных живописцем под впечатлением его путешествий по Востоку, в ней нашли свое отражение ориентальные мотивы, популярные у русских и европейских художников того периода. Одновременно с этим данный этюд являет собой классический образец пленэрного пейзажа: мы видим развалины древнего храма в яркий солнечный полдень — на картине практически нет теней.
Кажется, свет льется на остатки колонн и каменной кладки буквально отовсюду, отражаясь в мраморных плитах пола. В то же время голые стволы высохших под жарким южным солнцем деревьев говорят одновременно и о знойном лете, и о запустении этого места. Когда-то храм был полон людей, которых он укрывал от дождя и ветра. Теперь же это место безлюдно, и уже совсем скоро проросшие сквозь каменные плиты трава и деревья окончательно превратят его в безжизненную пустыню. Баальбек, некогда большой торговый центр древнего Ливана, в 1775 году пережил разрушительное землетрясение, после чего превратился в город-призрак, что и запечатлел в своем этюде русский художник.
В классическом русском искусстве мастер исторической и пейзажной живописи Василий Дмитриевич Поленов занимает особе место. В 1926 году, за год до смерти, ему было присвоено звание народного художника РСФСР, а в 2011 году его именем назван Российский дом народного творчества.
Ранние годы будущего живописца прошли в Петербурге, а в 1854 году, в возрасте десяти лет, родители привезли его в свое имение Имоченицы в Олонецкой губернии. Картины вепсской природы произвели на юного художника огромное впечатление, и позднее тема пейзажа стала в творчестве Василия Поленова одной из основных. Практически все искусствоведы подчеркивают влияние этого мастера на развитие русской пейзажной школы.
Получив блестящее и разностороннее образование, молодой человек мог бы сделать неплохую карьеру на разных поприщах, но он сознательно отказался от государственной службы и всецело посвятил себя живописи, искусствоведению и изучению истории. В полотне Поленова «Баальбек. Развалины круглого храма» соединились все три увлечения художника.
Написанный в 1882 году, этот небольшой по размерам этюд входит в серию произведений 1881–1882 годов, созданных живописцем под впечатлением его путешествий по Востоку, в ней нашли свое отражение ориентальные мотивы, популярные у русских и европейских художников того периода. Одновременно с этим данный этюд являет собой классический образец пленэрного пейзажа: мы видим развалины древнего храма в яркий солнечный полдень — на картине практически нет теней.
Кажется, свет льется на остатки колонн и каменной кладки буквально отовсюду, отражаясь в мраморных плитах пола. В то же время голые стволы высохших под жарким южным солнцем деревьев говорят одновременно и о знойном лете, и о запустении этого места. Когда-то храм был полон людей, которых он укрывал от дождя и ветра. Теперь же это место безлюдно, и уже совсем скоро проросшие сквозь каменные плиты трава и деревья окончательно превратят его в безжизненную пустыню. Баальбек, некогда большой торговый центр древнего Ливана, в 1775 году пережил разрушительное землетрясение, после чего превратился в город-призрак, что и запечатлел в своем этюде русский художник.
В классическом русском искусстве мастер исторической и пейзажной живописи Василий Дмитриевич Поленов занимает особе место. В 1926 году, за год до смерти, ему было присвоено звание народного художника РСФСР, а в 2011 году его именем назван Российский дом народного творчества.