Основной моделью для женских образов Ивану Силычу Горюшкину-Сорокопудову служила его супруга Клавдия Петровна. Они поженились еще до переезда художника в Пензу. В картинной галерее хранится большое старинное зеркало в деревянной оправе. Влюбленный художник много лет назад подарил его своей невесте на день венчания. В музейной среде даже возникло поверье, что если пара, взявшись за руки, постоит у зеркала, у нее все будет хорошо.
Первый из известных портретов жены Ивана Силыча датируется 1904 годом. На той работе Клавдия Петровна, урожденная Холдина, стоит, оперевшись на спинку кресла, в нарядном белом платье. Фоном служит темная зелень декоративных цветов. Иван Силыч и Клавдия Петровна прожили вместе пятьдесят лет.
Чувством восхищения перед женской красотой полон графический портрет 1910-х годов. Автор попытался подчеркнуть в работе аристократизм, утонченность супруги. Это намерение прослеживалось и в других портретах автора, что отвечало новым эстетическим устремлениям эпохи, стилистике модерна.
Многие портреты, преимущественно женские, художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов исполнил углем и пастелью. Иногда в качестве дополнительного цвета значительную роль играла мягкая золотистая поверхность картона или бумаги. В этом портрете жены заметна проработка лица. Она сочетается с живописной мягкой контурной линией, подчеркивающей формы тела и отдельные детали костюма.
Автор выполнил погрудное изображение супруги в черном платье, с золотой брошью и сиреневым пестрым платком на плечах. Акцент белого, который Иван Силыч сделал на воротничке, обогатил гамму. В технике и манере исполнения этого портрета заметно влияние работ Валентина Александровича Серова, другого ученика Ильи Ефимовича Репина. Круг портретируемых Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова был очень ограничен, как известно, он практически не писал в этом жанре на заказ. Большей частью в качестве моделей выступали его знакомые и родственники. При этом среди них особенно выразительными оказались портреты Клавдии Петровны Горюшкиной-Сорокопудовой.
В картине «Мать с ребенком»
Горюшкин-Сорокопудов создает поистине душевный образ. Хотя в семье
художника не было детей, он смог показать особую нежность,
которую испытывает женщина, держа на руках малыша.