В живописном произведении Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова «Упавшие колокола» особенно ясно выражены ноты грусти. Эту картину он написал в 1930-е годы. Под большой аркой монастырской стены мастер разместил фигуры двух монахов. Старший из них, в высоком клобуке — православном головном уборе, оперся на палку. Оба монаха печально смотрят на лежащие в снегу церковные колокола.
Иван Силыч особое внимание уделил колориту: он выбрал нежно-голубой тон снега, розоватый цвет для стены монастыря. Ему удались колокола, покрытые патиной времени. Все это оказалось окутано светом, над остатками былого медленно разгорается холодная вечерняя заря.
В то время, когда создавалась картина, коммунистами был разрушен Спасский кафедральный собор. Сохранились рассказы очевидцев тех тяжелых событий. «Сначала на колокольне проводились работы по подготовке колокола к демонтажу. Крепеж был снят, а сам колокол висел на канате, который нужно было перерубить топором. Когда махина колокола начала падать, при прохождении каждого перекрытия раздавался сильный хлопок, напоминающий пушечный выстрел. У многих людей заложило уши». Человек, который обрубил канат, спустя три дня почернел и умер.
Возможно, Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов писал картину под впечатлением от этого события. У него получилась эпитафия памятнику, который считался сердцем города. К 1934 году, когда был разрушен Спасский собор, в СССР уже репрессировали многих священнослужителей. За время правления советской власти в целом были уничтожены или переделаны десятки тысяч церквей и монастырей.
В 1930-е годы с Иваном Силычем познакомился
художник Михаил Емельянович Валукин. Об этом периоде в жизни друга он писал
следующее: «Бритая голова, острый взгляд колючих глаз из-под нахмуренных
бровей, острая бородка, подкрученные желтые прокуренные усы. Высокие сапоги,
галифе, темная толстовка с поясом. Держался прямо, с достоинством, вид имел
сердитый. Походка размеренно-неторопливая. Скорости никогда не менял, что бы ни
случилось. На уроках был строг, требователен. Не терпел расхлябанности,
нерадивости, кривляния». В доме у художника были маленькие иконы.