Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов был увлечен русской историей, в частности, художника вдохновляла эстетика XVII столетия. Этой эпохе он посвящал многие полотна. Мастеру удалось создать колоритные, звучные образы, в которых угадывалась связь живописи с музыкой, театром и литературой.
Художник создавал иллюстрации к произведению Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный», работал над образами из «Слова о полку Игореве». Живописца вдохновляли оперы композиторов Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь».
Эскиз к картине «Угличское дело» Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов детально проработал еще в период своего ученичества, в последний год в Императорской Академии художеств. Работа заставляла зрителей вспомнить одну из мрачных страниц русской истории — убийство царевича Дмитрия, последнего сына царя Ивана Грозного, наступление династического, экономического и социального кризиса в стране, который получил название Смутное время.
На картине изображен финал трагедии, которая произошла в 1591 году: по княжескому двору бегут предполагаемые убийцы царевича. На переднем плане мастер крупно показал одного из преступников. Иван Силыч попытался изобразить ужас на лице персонажа картины, предчувствие неминуемого возмездия. Убийца на картине, даже убегая, не в силах оторвать взгляд от места преступления. К «Угличскому делу» возвращались неоднократно на протяжении веков, высказывались самые разные гипотезы и точки зрения, в том числе об убийстве по неосторожности и несчастном случае.
В 1902 году Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов успешно
окончил Академию художеств, получил диплом, в котором значилось: