Одной из жемчужин в коллекции Севастопольского художественного музея имени Михаила Павловича Крошицкого по праву можно назвать портрет великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанный Ильёй Ефимовичем Репиным.
История создания портрета сложная и запутанная. Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым. Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо. По окончании портрет не понравился многим, в первую очередь Полине, да и сам художник считал его неудачным. Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору. Однако Третьяков не отказался от первоначальной идеи и сумел уговорить Тургенева вновь позировать, а Репина — еще раз взяться за работу. В феврале 1879 года Репин в течение нескольких сеансов писал Тургенева во время его кратковременного приезда в Москву, несмотря на тяжелые приступы подагры у последнего. Судя по письмам Третьякова, этот портрет значительно больше нравился коллекционеру, но по каким-то причинам он его не приобрел.
Портрет экспонировался на VII передвижной выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Москве и позже, в 1908 году, — на XXXVI выставке Товарищества в Петербурге. Он был воспроизведен в каталоге выставки, и тогда же с него печатались открытки. Эта работа долгие годы находилась в мастерской художника и только в начале XX века была продана варшавскому коллекционеру Николаю Николаевичу Максимовскому. При продаже, то есть спустя много лет после написания, Репин ошибочно поставил на нем дату — «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве. Однако Тургенев был в России, в Москве, только в феврале 1879 года, да и письма Третьякова Репину, написанные тогда же, во время работы художника над произведением, подтверждают правильность существующей датировки.
История тургеневских портретов на этом не закончилась.
В 1883 году после смерти писателя Репин по старым наброскам написал
еще один, близкий предыдущему, портрет писателя. Впоследствии сведения
об этих портретах были перепутаны. Чаще всего специалисты вели разговор
об одном портрете, просто считая, что художник несколько раз его
переписывал. Известный исследователь Илья Самойлович Зильберштейн «развел» эти
портреты, доказав, что их было два и они различны.