Горят поляны розовым цветом в картине Райшева, это цветет кипрей (иван-чай) великая мудрость и сила природы.
Первая версия связывает название растения с деревенским парнем Иваном, жившем в одном селе под Петербургом. Он постоянно ходил в красной рубахе. Был паренек знатным травником, много времени проводил он на лесных опушках, где собирал ягоды, травы, коренья, да цветочки. Местные жители знали парня, и когда видели между деревьев мелькающую красную рубаху, восклицали: «Иван, чай, бродит». А слово «Чай» на старом русском языке означало — пожалуй, по всей видимости, скорее всего и подобное.
В один из дней пропал паренек. Как и когда это произошло, никто не знает, но именно в это время появились на околицах деревни алые цветы, диковинные, которых раньше в окрестностях не было. Видя эти цветы, люди по привычке принимали их за алую рубашку Ивана, говоря: «Да, это Иван, чай». Так и стали называть новое растение с яркими цветами иван-чаем. Название прижилось, стало популярным.
А однажды кипрей заварили, получился очень вкусный и бодрящий напиток. Иван-чай стали заготавливать впрок, собирая и высушивая. Существует еще предположение, что название свое чай получил именно потому, что был русским. За границей всех русских называли Иванами, вот и получилось на заморский манер иван-чай, как русский чай.
Чуть зацветет иван-чай, — с этого самого цвета-раннее лето, прощай, здравствуй, полдневное лето. Это у Твардовского, а у Райшева речь идет о цвете иван-чая, как он живет на теплой земле, пронизанный солнцем, как красивое травянистое растение придает живописной работе особый неповторимый шарм.
Нужно смотреть всё, что вокруг находится: слева ярок с цветущими желтыми цветочками, общее с ним то, что эта часть картины пронизана желтоватым оттенком, и он «дышит» на этот самый бугорок.
От того что иван-чай абсолютно не переносит конкуренции со стороны других растений, автор картины отдал предпочтение деревьям и кустарником, перенеся капризного иван-чая подальше от леса, но ближе к воде, к незаметному ручейку.
Картина погружает зрителя, маня все дальше в лес, в места нетронутые человеком, в природу, где высокая трава и огромные деревья. Поэтому в картине Райшева получается расчленённость в пространстве: изобразительность леса с горизонтом во времени, изобразительность травы и горизонта леса. Все это абсолютно реально, где краски, цвета и формы говорят о том, что они взяты из живой природы: нет ощущения, что за лесом-пустота. Это и есть освоенная часть природы, цветочки, листочки показаны очень точно, даже такая деталь, как мазки в виде розового лепестка с белыми прожилками, говорит о том, что это безусловно иван-чай.
Через светлое к темному, на фоне темно синих и зеленых красок рельефно утопает в пространстве «райшевский» иван-чай. Здесь небо чуть-чуть теплее, просматриваются летние бело-розовые облака, верхушки розового растения тянутся к синеватому небосводу, художник дает возможность показать кипрей-растение несколько иначе.
Цветы иван-чая начинают проявляться из пространства как почти нематериальные сущности, как элемент, который сам силиться оттуда выйти, чтобы показать свою красоту. Но цветы растения так и остаются органично слитой с фоном и в этом тоже есть своя прелесть.
Нужно смотреть всё, что вокруг находится: слева ярок с цветущими желтыми цветочками, общее с ним то, что эта часть картины пронизана желтоватым оттенком, и он «дышит» на этот самый бугорок.
Несмотря на то, что картина написана днем под влиянием жаркого воздуха и температуры, листья растения, у Райшева, не поникают и не увядают сильно, а напитаны влажным воздухом и становятся, благодаря мазкам художника, крепкими и жесткими.
От того что иван-чай абсолютно не переносит конкуренции со стороны других растений, автор картины отдал предпочтение деревьям и кустарником, перенеся капризного иван-чая подальше от леса, но ближе к воде, к незаметному ручейку.
Рядом незаметно глазу протекает ручеёк перемежаются теплые и холодные моменты, освещенные-неосвещенные. И чем дальше влево мы движемся, тем пространство сжимается, потому что художнику не хватает места делать его более правильно. По мнению самого художника. в этом состоянии материи особенности времени и пространства начинают работать.
Картина погружает зрителя, маня все дальше в лес, в места нетронутые человеком, в природу, где высокая трава и огромные деревья. Поэтому в картине Райшева получается расчленённость в пространстве: изобразительность леса с горизонтом во времени, изобразительность травы и горизонта леса. Все это абсолютно реально, где краски, цвета и формы говорят о том, что они взяты из живой природы: нет ощущения, что за лесом-пустота. Это и есть освоенная часть природы, цветочки, листочки показаны очень точно, даже такая деталь, как мазки в виде розового лепестка с белыми прожилками, говорит о том, что это безусловно иван-чай.