Лесная дева. (Улово)
По мнению Мастера:
Становление художника пришлось на 1960–70-е годы. В краткие сроки Г.С. Райшев самостоятельно освоил импрессионизм, сезанизм, постимпрессионизм. В ранних живописных сериях 1960-х годов прослеживается экспрессионистическая тенденция. Живописец смело сталкивает формы и краски, давая волю субъективному переживанию, пишет пастозными мазками, подчиняя их эмоциональному ритму. Ранние реалистические и экспрессионистические полотна 60-х годов свидетельствуют о связи Г.С. Райшева с общими процессами в отечественном искусстве.
В работах 70-х годов открытая публицистичность уступила место сложной ассоциативности. Художник выходит на собственное художественное восприятие природы, женское начало как бы растворено в ней. У Г.С. Райшева довольного много фантазийных портретов, ему интересно сочетание живых растительных форм и женского начала. Художник обобщает формы, предмет становится плосок и цветен. Именно в эти годы возникает возможность свободы от натуры, свободы создавать свою, новую художественную реальность. В ней иные законы, иные масштабы, перспектива становится радиальной, в центре которой — наблюдающий горизонты художник.
В работе «Лесная дева» художник хотел показать богиню реки и земли одновременно, чтобы она была узнаваема, олицетворяла собой наш Югорский край с его бескрайними просторами лесов, лугов, рек и озёр. В тоже время в картине должна была звучать и мысль об общности нашей единой большой Земли. Глядя на картину, мы вспоминаем родные места, где солнце светило нам в детстве и где живут древние боги этой маленькой земли. Конечное и бесконечное, большое и малое соединяются, таким образом, в единой картине. Создан масштабный образ, который может стать толчком к формированию масштабного мироощущения. А в этом, как известно, и состоит высшая, труднодостижимая задача современного изобразительного искусства.
В творчестве Райшева тех лет формируется фольклорно-мифологическая природная основа. Произведения связаны с поездками к восточным ханты и обращением к древнему состоянию единства человека и природы, к югорской архаике, сохранившейся в отдаленных от цивилизации местах по рекам Юган, Аган.
Особое мистическое настроение возникает у этой картины. Видится женский лик с характерным для хантыйской женщины раскосым разрезом глаз. Работа написана в характерном для данной серии колорите с преобладанием плотного синего, зелёного и охристо-кирпичного тона. Такое сочетание красок создает ощущение разлитости в пространстве духа древней Югорской земли.
Образ женщины-земли — довольно частый сюжет в творчестве Г.С. Райшева. У этих явлений мироздания художник обнаруживает много общего. И женщина, и земля — это плодоносящая, жизнетворящая основа бытия, принимающая в свое чрево семя для того, чтобы произвести новую жизнь. Г.С. Райшев в своих полотнах всё время находит новые пластические формы для воплощения данной мысли. Художник создает образ земли-женщины, объемлющей собой всё жизненное пространство человека.