Картина посвящена памяти матери Г.С. Райшева — Коневой Евгении Фёдоровне, которая была из рода сибирских старожилов, проживавших в селении Сивохребт — на слиянии рек Салым и Обь (граница Ханты-Мансийского и Нефтеюганского районов).
В портрете матери Геннадий Степанович отразил обобщенный портрет всех женщин, которые просолились в лабазах, складах, цехах, где готовили рыбу, солили её в чанах — всегда имевших какую-то тёмную, просолённую окраску. На лабазах всегда было холодно, неуютно, просолено, много льда, рыбный запах, слизь и скользь, часто лежали инструменты. На картине как раз изображен такой инструмент, которым лёд с рыбой мешали, делали тузлук — концентрированный солевой раствор для приготовления вяленой рыбы.
Воспоминание о матери
Время создания
2001
Место создания
г. Ханты-Мансийск
Размер
55,5x60,5 см
Техника
ДВП, масло
0
Открыть в приложении#3
#4
Обобщенный портрет-фигуру Г.С. Райшев изобразил в светлом тоне, с улыбкой на лице, глаза по-женски привлекательны. Косынка на фигуре характерно повязана: два конца этой косынки выглядывают. Торчит светлая блузка непонятного цвета — коричневато-фиолетового, видна длинная юбка и заскорузлый, до самой земли фартук, буквально стоящий.
#5
Поза является характерной для большинства работниц лабаза: женщина слегка наклонена, мокрые после работы руки опущены, с них стекает соленая вода. Рядом с ней видны большие чаны и арка, под которой она стоит. Арка солнечная, под ней всё такое же солнечное, а обрисовка вокруг обозначает, что все в тени, в холоде находится.
На картине четко выражен один момент, который художник сам часто наблюдал:
#6
Когда стоишь в холодном лабазе, а потом выходишь и видишь вокруг яркое солнце кругом!.. Ослепительно яркое солнце!.. Всё им залито!.. Поэтому и возникает такой резкий контраст…
#2
В таких лабазах работали женщины буквально за кусок хлеба, потому что плата была мизерная за этот тяжёлый труд. Женщинам приходилось таскать огромные носилки со льдом, с рыбой — это не женский труд. «Так было и во время войны и после неё» — вспоминал Геннадий Степанович.
На картине женщина — символ, она находится в солнце, однако оно её не освещает, она, скорее, засвечена светом солнца, холодным, а не теплым светом.
Но, тем не менее, картина не кажется мрачной и не производит тяжелого впечатления, потому что тут воплощена память о том, как после холода лабаза выходишь на солнечный свет.
читать дальшескрыть
Воспоминание о матери
Время создания
2001
Место создания
г. Ханты-Мансийск
Размер
55,5x60,5 см
Техника
ДВП, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться