Геннадий Степанович Райшев — художник-новатор, который ввел географический и связанный с ним культурный ландшафт Севера Западной Сибири как цельное самобытное явление на «карту» российского изобразительного искусства. Всецело объединяющим в его мире выступает синтез изобразительного и музыкального как универсальное проявление гармонии.
Весенняя трель дятла
Живописный пейзаж «Трель дятла» из серии «Звуковые ассоциации» — один из многочисленных вариантов мотива «трель дятла» — творческого эксперимента художника, импровизации «музыки пространств», где ритмы природы и жизни соотносятся с произведениями мировой классической музыки. В данном пейзаже Геннадий Райшев раскрывает одну из фундаментальных тем современного искусства — тему природы и человека. Художник изображает образ дятла по памяти детства, проведенного в селении Сивохрап на стыке Ханты-Мансийского и Нефтеюганского районов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Парящий в пространстве композиции образ — условен, написан размашисто, будто небрежно оттенками холодного зеленого цвета. Дятел весело строчит по дереву частыми очередями ударов клюва, переданных звонкими ритмами мазков насыщенных зеленых оттенков. Цветовая гамма, основанная на контрасте, здесь связана и с образным восприятием весеннего состояния природы, когда природа пробуждается от «зимней спячки». Изображение и цвет выходят за край холста, тем самым создается впечатление монументальности и знаковости композиции. В целом мир, который разворачивается перед зрителем, — своего рода обживание художником пространства способами изобразительного искусства.