В коллекции Николая Семёновича Голованова находилась 21 работа кисти Поленова. Мироощущение художника было близко дирижеру. Современники называли Василия Поленова «рыцарем красоты».
Одна из работ собрания «Ущелье Пифона», представленная в экспозиции музея, находится над письменным столом в кабинете. На картине изображены священные для греков места. Согласно мифологии, здесь жил чудовищный змей Пифон, убитый богом Аполлоном — покровителем искусств. Культура и мифология Древней Греции — колыбели всей западной цивилизации — на протяжении многих веков привлекала не только художников, но и поэтов, композиторов и многих любителей искусства. Часто бывал в Греции и Василий Поленов, в чьем творчестве отразилась не только прекрасная природа Балканского полуострова, но и древнейшая культура греческого народа. Именно вдохновленный поездкой в Грецию Поленов в 1890-е годы совместно с Саввой Мамонтовым создает две театральные работы — спектакль по опере К. Глюка «Орфей и Эвридика» и живую картину «Афродита». Оба спектакля были связаны с античной мифологией и, по воспоминаниям самого художника, доставили ему «особое удовольствие». Многими современниками произведения были встречены восторженными отзывами.
Одна из работ собрания «Ущелье Пифона», представленная в экспозиции музея, находится над письменным столом в кабинете. На картине изображены священные для греков места. Согласно мифологии, здесь жил чудовищный змей Пифон, убитый богом Аполлоном — покровителем искусств. Культура и мифология Древней Греции — колыбели всей западной цивилизации — на протяжении многих веков привлекала не только художников, но и поэтов, композиторов и многих любителей искусства. Часто бывал в Греции и Василий Поленов, в чьем творчестве отразилась не только прекрасная природа Балканского полуострова, но и древнейшая культура греческого народа. Именно вдохновленный поездкой в Грецию Поленов в 1890-е годы совместно с Саввой Мамонтовым создает две театральные работы — спектакль по опере К. Глюка «Орфей и Эвридика» и живую картину «Афродита». Оба спектакля были связаны с античной мифологией и, по воспоминаниям самого художника, доставили ему «особое удовольствие». Многими современниками произведения были встречены восторженными отзывами.