Имя знаменитого русского художника Василия Поленова неразрывно связано с тульским краем: именно здесь, в деревне Бёхово на берегу Оки, он построил свой дом, в котором работал более 30 лет. Тульский музей изобразительных искусств хранит 23 произведения мастера, многие из них — натурные этюды и пейзажи, выполненные в разные годы. Поленов был одним из первых русских живописцев, предпочитавших работать на пленэре.
Василий Поленов еще в юном возрасте был поражен картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Художника не оставляло желание создать картину на библейский сюжет, которая продолжит дело, начатое Ивановым.
Осенью 1881 года Поленов узнал от мецената Саввы Мамонтова, что историк Адриан Прахов будет сопровождать в поездке на Ближний Восток молодого миллионера, промышленника Семена Абамелек-Лазарева. Он попросил согласия путешествовать вместе, чтобы собрать материал для будущей картины. Через Константинополь путники добрались в Египет, Сирию и Палестину — поездка длилась с сентября 1881 года по март 1882 года.
Художник побывал в Галилее и на Генисаретском озере, в Иерусалиме у храма Гроба Господня, у Стены Плача, на Храмовой горе, у мечети Омара, у колодца Девы Марии. За время поездки он создал более 150 рисунков и этюдов к будущей картине «Христос и грешница». «В Назарете» — один из них. Это яркое законченное произведение с продуманным колоритом, композицией и точно переданной атмосферой местности. В этой работе художник стремился показать типичное поселение Ближнего Востока. Всё здесь убедительно — постройки, серебристые оливы, восточные женщины с кувшинами на головах.
Похожий этюд Поленова хранится в Государственной Третьяковской галерее — он меньше, на нем изображен тот же источник и суетящиеся возле него женщины. Но в варианте из экспозиции Тульского музея написаны еще две фигуры, направляющиеся к источнику за водой: молодая женщина с маленьким мальчиком. По воспоминаниям самого художника, он изобразил Марию с маленьким Иисусом.
Василий Поленов еще в юном возрасте был поражен картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Художника не оставляло желание создать картину на библейский сюжет, которая продолжит дело, начатое Ивановым.
Осенью 1881 года Поленов узнал от мецената Саввы Мамонтова, что историк Адриан Прахов будет сопровождать в поездке на Ближний Восток молодого миллионера, промышленника Семена Абамелек-Лазарева. Он попросил согласия путешествовать вместе, чтобы собрать материал для будущей картины. Через Константинополь путники добрались в Египет, Сирию и Палестину — поездка длилась с сентября 1881 года по март 1882 года.
Художник побывал в Галилее и на Генисаретском озере, в Иерусалиме у храма Гроба Господня, у Стены Плача, на Храмовой горе, у мечети Омара, у колодца Девы Марии. За время поездки он создал более 150 рисунков и этюдов к будущей картине «Христос и грешница». «В Назарете» — один из них. Это яркое законченное произведение с продуманным колоритом, композицией и точно переданной атмосферой местности. В этой работе художник стремился показать типичное поселение Ближнего Востока. Всё здесь убедительно — постройки, серебристые оливы, восточные женщины с кувшинами на головах.
Похожий этюд Поленова хранится в Государственной Третьяковской галерее — он меньше, на нем изображен тот же источник и суетящиеся возле него женщины. Но в варианте из экспозиции Тульского музея написаны еще две фигуры, направляющиеся к источнику за водой: молодая женщина с маленьким мальчиком. По воспоминаниям самого художника, он изобразил Марию с маленьким Иисусом.