Важное место в собрании русской живописи музея занимают пять работ Василия Поленова, поступившие в 1960 — 1980-е годы из частных коллекций. Художник Василий Поленов писал городские и сельские пейзажи, жанровые картины, а также изображал сюжеты на исторические темы. Поленов родился в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Он окончил Академию художеств с большой золотой медалью и отправился в пенсионерскую командировку от академии. На протяжении 6 лет Поленов жил и работал в Европе: во Франции, Германии и Италии. В музеях изучал разные школы живописи. Во время путешествия он посетил маленький городок Вёль у моря на севере Франции. Конец лета 1874 года он жил в Вёле и работал вместе с русским художником Ильей Репиным. В этой части французского побережья на тот момент находилась целая колония русских художников. Поленов писал пейзажи и этюды с натуры на открытом воздухе, на пленэре. Представленный на выставке этюд относится к этому периоду.
Одно из направлений пейзажной живописи — пейзаж настроения — связано с именами таких русских мастеров, как Исаак Левитан, Алексей Саврасов и Василий Поленов. Художники стремились передать эмоциональное состояние в образах природы. На этюде Поленова выражено настроение тихой грусти, которое возникает в отдаленном уголке старого сада. Приземистые ворота из серого камня украшают причудливые скульптуры, которые дают представление о былой роскоши. Стройные и гибкие стволы деревьев завершают шапки желтеющих листьев. Осеннее солнце освещает пейзаж, на траве лежат длинные тени.
Этюд проникнут лирическим настроением, автор тонко передает чувство светлой грусти и тишину теплого осеннего дня. Среди листвы виден небольшой участок моря с изображением белого парусника, который словно зовет в романтические дали. В этой ранней работе художника уже в полной мере проявилась особенность манеры Поленова-пейзажиста как тонкого романтика, мастерски владеющего средствами пленэра. Этюд лег в основу полотна «В парке. Местечко Вёль в Нормандии», которое сегодня хранится в Государственном Русском музее.
Творчество художника повлияло на русскую пейзажную школу. Главным произведением живописца стала картина «Московский дворик», на которой он изобразил типичный уголок патриархальной Москвы. Василий Поленов помимо пейзажей писал полотна, посвященные историческим событиям, изображал религиозные сюжеты.
Одно из направлений пейзажной живописи — пейзаж настроения — связано с именами таких русских мастеров, как Исаак Левитан, Алексей Саврасов и Василий Поленов. Художники стремились передать эмоциональное состояние в образах природы. На этюде Поленова выражено настроение тихой грусти, которое возникает в отдаленном уголке старого сада. Приземистые ворота из серого камня украшают причудливые скульптуры, которые дают представление о былой роскоши. Стройные и гибкие стволы деревьев завершают шапки желтеющих листьев. Осеннее солнце освещает пейзаж, на траве лежат длинные тени.
Этюд проникнут лирическим настроением, автор тонко передает чувство светлой грусти и тишину теплого осеннего дня. Среди листвы виден небольшой участок моря с изображением белого парусника, который словно зовет в романтические дали. В этой ранней работе художника уже в полной мере проявилась особенность манеры Поленова-пейзажиста как тонкого романтика, мастерски владеющего средствами пленэра. Этюд лег в основу полотна «В парке. Местечко Вёль в Нормандии», которое сегодня хранится в Государственном Русском музее.
Творчество художника повлияло на русскую пейзажную школу. Главным произведением живописца стала картина «Московский дворик», на которой он изобразил типичный уголок патриархальной Москвы. Василий Поленов помимо пейзажей писал полотна, посвященные историческим событиям, изображал религиозные сюжеты.